Для нормальной работы нашего сайта нужен Javascript

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» находится всего в нескольких километрах от Севастополя. Музей подводных лодок появился в 2003 году, когда впервые за много лет был рассекречен военный объект №825 ГТС. Сверхсекретный стратегический для Советского союза завод по ремонту подводных лодок превратился в «подводный музей» (именно так называют его большинство посетителей), с тех пор ежегодно его посещают тысячи туристов, которые специально приезжают для этого в небольшой город Балаклава. Подземная база подводных лодок в Балаклаве также носила название «Секретный объект 825 ГТС». Название ГТС (аббревиатура от «Городская Телефонная Станция») было дано военной базе с целью конспирации, но по некоторым данным данная расшифровка является распространенным заблуждением, а на самом деле ГТС расшифровывается как «гидротехническое сооружение». Вторая расшифровка выглядит вполне логичной, ведь мало кто поверил бы, что телефонная станция находится внутри горы Таврос, а не на ней. Если быть совсем точными, то военных объектов в этом месте было два: объект ГТС 825 «Спец. цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок» и объект ГТС 820 «Ядерный арсенал».

Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

Схема музея подводных лодок в Балаклаве

Как добраться до Музея подводных лодок в Балаклаве. График работы.

Прежде чем мы отправимся на небольшую экскурсию, хотелось бы рассказать, как добраться до Балаклавского музея, сколько стоит билет, а также о часах работы комплекса. Музей работает ежедневно, без выходных с 09:00 до 17:00, попасть внутрь можно только в составе экскурсионных групп, которые по мере наполнения отправляются по маршруту. Цена входного билета - 150 рублей. Если Вы путешествуете на автомобиле, то необходимо приехать по адресу г. Севастополь, Балаклавский р-н., Таврическая набережная 22. Рядом с музеем есть небольшая парковка, где можно оставить машину. Для того, чтобы добраться общественным транспортом необходимо с автовокзала Севастополя на троллейбусе (маршруты № 17, 20) или маршрутном такси (17, 20-А, 26) доехать до конечной остановки «5-й километр», на этой остановке пересесть на автобус или маршрутное такси (№ 9, 94, 98, 99) и доехать до станции «Оболонь». От остановки «Оболонь» до пляжа курсирует электромобиль, на котором и можно добраться до музея, или пешком. Конечно путь с несколькими пересадками не очень удобный, но если хочется побывать в таком необычном музее, то придется мириться с неудобствами. Опять же, всегда есть самый простой способ добраться, но вместе с тем и самый дорогой - вызвать такси.

Музей подводных лодок

Подземный завод представлял собой комплекс подземных сооружений противоатомной защиты первой категории, которые должны были защитить не только от последствий атомного взрыва, но даже от прямого попадания бомбы мощностью 100 Килотонн.

Секретный объект размещался внутри горы Таврос и имел два основных выхода: один со стороны Балаклавской бухты - служил входом в канал (штольню), а с северной стороны находился выход в море. Оба выхода в случае необходимости перекрывались батопортом. Конечно же, все входы и выходы с завода были тщательно замаскированы, обнаружить их было практически невозможно. Помимо основных выходов завод также имел технологические, которые также были оборудованы автоматическими дверями, которые в случае угрозы атомной бомбы герметически закрывали помещения завода. На фото один из таких выходов с узкоколейной железной дорогой, по которой осуществлялась транспортировка боеприпасов. Сейчас это выход из музея.

Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

Территория завода включала в себя подземный водный канал с сухим доком, склады, цеха для ремонта и другие помещения, такие как госпиталь, хлебопекарня, склады, запасы которых в случае ядерной атаки позволили бы автономно просуществовать 3 года.

Минно-торпедная часть и заводская паттерна

Одно из самых первых помещений, в которые попадают посетители во время экскурсии - минно-торпедная часть (МТЧ) и заводская паттерна.

Заводская паттерна - это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора - 296 метров, ширина - 4 метра, высота 4,5 метра. Паттерна имеет специальное закругление определенного радиуса, которое специально предусмотрено для гашения ударной волны.  Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Кроме того, заводская паттерна была оборудована как убежище для личного состава в случае ядерного удара. Паттерна пересекается с малым транспортным коридором, по которому к водному каналу доставлялись подготовленные торпеды из минно-торпедной части.

Заводская паттерна Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

Как мы уже писали чуть выше, в минно-торпедной части подготавливались и проверялись боеприпасы для подводных лодок. На рабочих участках МТЧ торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения и герметичность. Сейчас в этом помещении представлены образцы торпед, плавучих мин и другое вооружение.

МТЧ минно-торпедная часть Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

МТЧ минно-торпедная часть Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

МТЧ минно-торпедная часть Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

МТЧ минно-торпедная часть Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

МТЧ минно-торпедная часть Музей в Балаклаве

МТЧ минно-торпедная часть Музей в Балаклаве

История создания комплекса в Балаклаве

Прежде чем мы отправимся в самую интересную на наш взгляд часть музея - сухой док, хотелось бы вернуться к истории создания Секретного объекта в Балаклаве. История советского секретного объекта началась в послевоенные годы. Последствия бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки заставили советское правительство всерьез задуматься о защите военных промышленных объектов СССР в случае ядерного удара.

В 1953 году Ленинградский проектный институт разработал и предоставил на подпись руководству страны проект Балаклавского защитного подземного завода. Предложенный проект лично рассмотрел и одобрил И.В. Сталин.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Уже в декабре 1953 года началось строительство уникального и единственного в своем роде подземного завода по ремонту и обслуживанию военных подводных лодок. Как и все стройки того времени, строительство Балаклавского завода шло ударными темпами без выходных и перерывов: три смены строителей сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность процесса. Стройка велась поэтапно, как только заканчивалось строительство одного участка, вся документация изымалась, строители менялись, и новые рабочие начинали строить следующий кусок. По окончанию строительства вся документация была засекречена и передана в архивы.

Музей подводных лодок в Балаклаве

В 1957 году Балаклава перестала быть самостоятельным городом и вошла в состав Севастополя, но стала не рядовым районом города, а особо секретным, въезд в который осуществлялся только по спецпропускам. При строительстве завода из горы Таврос было выкопано более 200 тысяч кубометров грунта. Грунт вывозился по узкоколейной железной дороге, которая прокладывалась по мере строительства, в музее Балаклавы в одном из выставочных залов можно увидеть породопогрузочные машины, с помощью которых и велось строительство.

Породопогрузочная машина. Музей подводных лодок в Балаклаве

Строительство было закончено в 1961 году. Всего за восемь с небольшим лет удалось построить уникальный подземный завод, который был призван не только обслуживать военные подводные и надводные корабли, но при необходимости и защитить от ядерного удара персонал суперсекретного военного объекта. Работу принимал Никита Хрущев, который предложил засеять все кукурузой отдать помещения завода виноделам. Но благодаря, руководству  тогдашнего Военно-Морского Флота помещения все-таки использовались по прямому назначению - в 1961 году начал работу секретный «Объект 825 ГТС».

Музей подводных лодок в Балаклаве

Подземный док в музее подводных лодок в Балаклаве

Вернемся к осмотру музейных помещений и отправимся в подземный док, где непосредственно производился ремонт подводных лодок. Длина подземного канала, в котором одновременно могло находиться 7-9 подводных лодок, составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6 до 8,5 метров. Помимо канала на заводе имелся так называемый сухой док: отгороженная часть канала длиной 102 метра и шириной 10 метров. Перед тем, как подводная лодка попадала в сухой док, его заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке с уровнем воды в канале. После захода лодки воду из дока откачивали, и начинался непосредственный ремонт, который занимал от 2 до 6 недель. В среднем продолжительность ремонта одной подводной лодки составляла 3-4 недели.

Подземный док Музей подводных лодок в Балаклаве

Подземный док Музей подводных лодок в Балаклаве

Подземный док Музей подводных лодок в Балаклаве

Подземный док Музей подводных лодок в Балаклаве

Арсенал. Шлюзовая камера. Защитные герметические двери арсенала.

После посещения канала, по которому подводные лодки попадали на завод для ремонта и осмотра сухого дока, наша экскурсия двинулась в здание арсенала, где сейчас располагается большая часть музейной экспозиции. Арсенал - ремонтно-техническая база (РТБ) по подготовке вооружения для кораблей и подводных лодок, а так же для ракетных береговых частей.

В арсенале, как не сложно догадаться, хранились боевые головные части для ракет и торпед, в том числе и ядерные. Кроме того в помещениях арсенала производились регламентные работы по обслуживанию и сборке готовых изделий. Арсенал условно делится на две части: локальную и техническую. В локальной части как раз и располагалось хранилище головных частей и зал для сборки изделий.  Эта часть подземного завода в Балаклаве и была самой секретной его частью, доступ в помещения локальной зоны арсенала имели только расчеты, в состав которых входили исключительно мичманы и офицеры.

Арсенал, ремонтно-техническая база (РТБ) Музей подводных лодок в Балаклаве

В технической зоне находились механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала. Помимо двух зон к арсеналу относится также погрузочная площадка, на которой должна была производиться погрузка торпед на борт подводных лодок, которые в случае ядерного удара укрывались внутри секретного сооружения. В мирное время площадка использовалась только как тренировочная, погрузка боеприпасов производилась на причале. Между погрузочной площадкой и локальной зоной арсенала находится 304-метровая паттерна. Как и в коридорах МТЧ, здесь были проложены рейсы, по которым вручную перевозились тележки  с торпедами. На каждой из развилок устанавливалась поворотная платформа, с помощью которой менялось направление движения.

Арсенал, ремонтно-техническая база (РТБ) Музей подводных лодок в Балаклаве

Для защиты персонала секретного завода от поражающих факторов атомного взрыва в помещении арсенала была оборудована шлюзовая камера, которая состояла из противоатомных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Двухстворчатые противоатомные ворота предназначались для перекрытия проема размером 3 на 2,8 метра и устойчивые к давлению 60кгс/кв.см.

300x250

Створки ворот были сварены из листовой стали и проката и заполнены бетоном марки М500. Вес каждой створки с таким бетонным наполнением составляет 10 тонн, толщина двери - 60 см. Защитная герметическая дверь также была изготовлена из листовой стали, а по периметру имела резиновую прокладку, которая и должна была обеспечить герметичность. Вес такой двери 480 кг.

Шлюзовая камера, герметичные двери Музей подводных лодок в Балаклаве

В 2011 году в помещениях арсенала секретного завода в Балаклаве размещалась экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины», где было представлено различное оборудование и вооружение. Например, здесь можно было увидеть верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта и многое другое.

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Помимо музейной экспозиции можно осмотреть также кабинет-сейфы, в которых хранились запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент, необходимый для ремонта подводных лодок. Двери такого кабинета  имеют толщину 18 см и весят более 300 кг.

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Экспозиция музея подводных лодок в Балаклаве

Несмотря на всю свою уникальность, завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве постепенно стал терять стратегическую мощь. Прежде всего, падение значимости произошло по причине того, что ВМФ СССР перешел на новые подводные лодки, которые по размерам и сложности существенно превосходили те, что мог обслуживать завод. Уже после распада СССР, в 1993 году подземный завод был закрыт.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...

В мае 1994 года Балаклавскую бухту покинула последняя подводная лодка и завод прекратил свое существование. В декабре 2002 года он перешел в ведение Центрального Музея Вооруженных Сил Украины, а в июне 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» открыл свои двери для туристов.

Музей подводных лодок в Балаклаве, Крым, фото

P.S. При подготовке этой статьи была использована информация, размещенная на музейных стендах подземного завода в Балаклаве, а также личные записи авторов, сделанные во время экскурсии.

Также приносим свои извинения за непотребное качество фотографий - по техническим причинам музей подводных лодок пришлось снимать на неправильную камеру.

Музей подводных лодок Балаклава на карте

Музей подводных лодок в Балаклаве (Секретный объект 825 ГТС) 2011-12-20T12:10:00+00:00 2015-12-29T22:04:33+00:00 Natalya 'Poznamka'

Ваc также могут заинтересовать эти публикации

  • http://my.mail.ru/bk/eds09/ Никола Манжара

    Ещё одна приятная новость для желающих посетить Крым и балаклавский музей, - свершилась сдача в эксплуатацию железной дороги Журавка — Миллерово в обход украины! Дорога полностью проходит по территориям Воронежской и Ростовской областей, и теперь миллионы пассажиров смогут добираться до Крыма без пересечения двух границ в пограничных пунктах Гартмашевка и Чертково. Это позволит положить конец беспредельному произволу и вымогательству украинских пограничников и таможенников в отношении российских граждан в поездах южного направления, следующих через территорию Украины. Проблема возникла с момента развала Союза, но особенно обострилась после 2014 года. И вот она решена! На очереди – керченский мост.

  • http://my.mail.ru/bk/eds09/ Никола Манжара

    в августе 2013 года. Повторюсь, сам завод - грандиозное сооружение, вызывающее восхищение. Но музей тогда представлял собой жалкое зрелище. Экспозиция бедная, единственный оформленный, если так можно сказать, зал - зал украинского черноморского флота с бесчисленными флагами и морскими мундирами. Надеюсь, сейчас всё это барахло отправлено туда, где ему место - на свалку. Экскурсовод, повторюсь, говорила со странным акцентом (специально нашёл людей, с кем был тогда в музее, чтобы узнать, что за акцент; говорят - западэнский). Судя по представленным на этом сайте фотографиям, музей, как и весь Крым, сделал за последние три года гигантский рывок вперёд. Но историю нельзя забывать. Необходимо сделать в одном из отсеков зал украинской оккупации, чтобы люди помнили, в каких невыносимых условиях жили крымчане в 1992-2013 годах.

  • http://my.mail.ru/bk/eds09/ Никола Манжара

    Экскурсия замечательная, превосходный музей. Девушка-экскурсовод говорила по-русски с незнакомым акцентом, но ничего, через 10 минут начинаешь понимать всё. В целом производит впечатление грандиозного сооружения; действительно, памятник безумству холодной войны. Сколько же пришлось недоедать поколению дедов и отцов за возможность пообещать "кузькину мать".

    • http://poznamka.com.tw poznamka

      Вот ведь какая разница, на какого экскурсовода попадешь.
      Наша читательна Ирина из предыдущего комментария наоборот жаловалась, что экскурсовод ноль. Вы в 2015 году были в музее?

    • http://my.mail.ru/mail/serv-ok/ Сергей Грязнов

      Ну, за "недоедание" поколения дедов и отцов наказать спасибо тому, кто развязал гонку вооружений и холодную войну!
      А нашим отцам и дедам низкий поклон за то, что холодная война не стала "горячей". И именно такие объекты были призваны предотвратит бойню!

  • Ирина Ардашова

    была в музее. экскурсовод ноль.построено сооружение просто грандиозное. особенно если подумать о том что обслуживалось там 40 дизельных подводных лодок(атомоходы поддержите меня очень бы хотелось чтобы экскурсовод попыталась донести до наших детей и людей гордость за проделанный труд. этого не было.обидно.в завершении экскурсии даже не спросила есть ли вопросы.13.12.2014 в 14.00.

    • http://poznamka.com.tw poznamka

      Ирина, вы совершенно правы! От экскурсовода зависит 90% впечатления от этого места. Нам очень повезло, нам рассказывал очень увлеченный человек. Грандиозное сооружение, о котором должны знать дети.

    • https://plus.google.com/106971236441340460734 Олег Тихонов

      нужно быть более внимательней . Там либо 9 средних, или 6 больших а-х лодок может поместиться.
      Олег.