Заключительная часть нашего отчета о путешествии в Турцию на машине будет полностью посвящена дороге домой и объединит в себе сразу три дня. План на ближайшие дни очень простой: пройти плановое ТО 15000 км в Кайсери и добраться домой. С первой частью все понятно - мы уже записаны к официальному дилеру Skoda в Турции - Incar. Вторую часть хотим разбить на несколько дней - впереди у нас около 3000 км и проехать их за один заход вряд ли получится. Поэтому разбиваем путь на части: 700 км, 600 км, 2000 км (возможно, большой последний кусок разобьем на два по 1000 км). В этой части отчета не будем разбивать дни, так как временные границы суток у нас были сильно размыты.
Мы записаны на 9:30 на ТО, поэтому подъем ранний, быстро завтракаем и в путь - в 9:15 мы уже на месте. А дальше начинают происходить какие-то удивительные вещи, к которым российские люди не всегда привычны. Спустя 7 минут после нашего приезда в 09:22 наш автомобиль заезжает на ТО и берется сразу в работу. Все оформление занимает буквально несколько минут, при этом нужно понимать, что ребята в сервисе не очень хорошо владеют английским (точнее, совсем не владеют), а мы - турецким.
После того, как мы загнали машину, нам предложили два варианта: отвезти нас в город бесплатно, а потом забрать нас оттуда, когда будет готов автомобиль (часа через 2-3) или остаться и ждать. Мы выбираем второй вариант, потому как погода не очень устойчивая, а смотреть какие-нибудь музеи совсем не хочется.
Весь процесс ТО занял около 3.5 часов и в 12:40 мы получили свое авто обратно. С новым маслом и помытым двигателем.
На парковке немного поиграли в тетрис багажом, чтобы все нужное было под рукой, а все ненужное наоборот, убрано куда подальше, и заезжаем пообедать перед долгой дорогой. На все про все потратили еще почти два часа и выезжаем только в 14:34.
Первый этап - около 600 км, место назначения - Эрзурум. Согласно навигатору, туда мы приедем только к 22:00. Пока все очень оптимистично, поэтому погнали.
Спустя 6 часов пути и 450 км понимаем, что осталось каких-то полтора часа, а мы бодры, веселы и голодны. Найти ужин в Эрзуруме в 22.00 у нас вряд ли выйдет, поэтому принимаем решение, что ужинать будем в Эрзинджане. Потратив на ужин около часа стартуем дальше, время - около 9 вечера. После ужина Макс уснул, а взрослые решили не останавливаться в Эрзуруме, а ехать дальше, потому как сил много, а до приграничного Ардагана осталось каких-то 230 км и 3 часа пути. Согласно google-картам, в Ардагане полно отелей и мотелей, поэтому место для ночевки мы должны найти легко. Заранее ничего не бронируем, придорожные отели лучше выбирать на месте, чтобы не попадать на штрафы за отмену, если тебе что-то не понравится.
К 1:30 приехали в Ардаган, спать совсем не хочется, сил еще полно. Но мы решаем все-таки остаться тут до утра, а потом за один перегон доехать сразу до Владикавказа, пройдя Грузию «на вылет». Но не тут-то было! Два из присмотренных нами отеля переполнены, еще два напоминают клоповники, в которых страшно останавливаться, пятый мы не смогли найти, еще в двух нет круглосуточной стойки регистрации. Так что ночевать нам негде. «Ну и ладно!» - решили мы и поехали на турецко-грузинскую границу, до которой осталось чуть больше 100 км и полтора часа пути.
К трем ночи приехали на турецко-грузинскую границу: машин нет, работников тоже нет. Наташа берет паспорта и отправляется в здание, в котором светятся два окошка, находит там погранцов, которые быстро оформляют выезд (даже не заглянув в машину и багажник), смотрят, чтобы количество паспортов совпало с числом людей в машине и отпускает нас в Грузию. Грузинскую границу тоже проходим быстро, но с полным досмотров, проверкой лекарств в аптечке (все ли можно ввозить в Грузию) и открыванием чемоданов, коробок и прочего скарба.
Любой человек, которые едет из Грузии в Россию на машине должен обязательно посмотреть погоду на крестовом перевале. Попасть наземным транспортом в РФ из Грузии можно только по одной дороге, и если на перевале снегопад, то ее закроют, а вы зависните где-нибудь в Гудаури (может на пару часов, а может и на пару суток). Мы возвращаемся в конце октября и риск застать снег довольно велик. По прогнозу на перевале около 0 градусов и после обеда снег. Принимаем решение, что едем на перевал, чтобы пройти его в 10:00-12:00, пока не испортилась погода (а мы на летней резине). От границы «Турция - Грузия» до границы «Грузия - Россия» всего около 350 км, преодолеть этот путь можно за 5-6 часов с учетом серпантинов. Как раз то, что нам нужно. Успеваем. Довольно легко преодолеваем путь до Мцхеты, дальше на военно-грузинской дороге движение довольно плотное. В районе Гудаури начинается снег и местам встаем в пробки из-за аварий, но перевал проходим довольно быстро, хоть и под снегопадом. Быстро проходим грузинскую границу и встаем на 3 часа при въезде в Россию.
На нашем пути было множество границ между государствами, которые мы проходили на машине. Мы привыкли и к длинным очередям на границе «Беларусь-Польша», и к тотальному досмотру на границе «Россия-Украина», и к нежеланию пограничников говорить на каком-либо языке кроме латвийского на границе «Беларусь-Латвия», но самые неприятные границы - это российские. За редким исключением вам не испортят тут настроение. На градуснике около 0 градусов, идет снег и жуткий ветер. Парень пограничник после проверки документов отправляет ребенка в машину, чтобы «не мерз», казалось бы, все отлично. Но нет! Девушка, которая ведет досмотр машины, начинает орать на ребенка, что он сел в машину (ребенку 5 лет), на родителей, что разрешили сесть без ее разрешения, на своих коллег, которые пожалели ребенка и отправили мелкого в машину, на других посетителей таможни, чтобы не заступались за ребенка, на всех. Когда никто из вышеперечисленных не вступает в конфликт и не ругается с ней, начинает медленный и тотальный досмотр всех вещей, который длится 40 минут. Все это время ребенок стоит на улице под снегом и сильным ветром. Очередь не двигается. Хочется пожелать ей отличного здоровья и крепких нервов, при такой проверке и внимательном отношении к людям, ни один ребенок 5 лет при такой погоде здоровым границу не пересечет.
С горем пополам, к 12 мы приехали во Владикавказ, заехали в магазин, купили еды перекусить и отправились в отель, чтобы поспать. Снова выбрали отель 5 звезд. Опять взяли два номера, чтобы водитель выспался и ему никто не мешал.
Поели и завалились спать. В 19:00 проснулись то ли от того, что выспались, то ли есть захотели. Подкрепились и решили, что не будем сидеть и поедем в сторону дома, тем более, что мы любители ночных поездок. Около 4 утра позавтракали в Рассвете (Ростовская область).
В 18:12 прибыли домой. Москва встретила нас 2 градусами тепла и мрачной осенней погодой.
Весь путь получился около 3150 км, средняя скорость движения 78 км/ч, расход 7.7 литров на 100 км. Время в пути с учетом остановок: 52 часа, чистого времени вождения сорок с половиной часов. Растянуть дорогу домой на 3-4 дня снова не получилось, добрались за двое суток + 4 часа. Когда пишешь отчет, понимаешь, что это чистое безрассудство ехать с такими минимальными перерывами на отдых, но так всегда получается почему-то, что усталость почти не чувствуется. Наверное сказывается, что во время дороги физическая активность равно почти нулю и энергии много, поэтому устаешь меньше. Наше путешествие закончилось, но уже снова хочется отправиться в дальний путь. Все-таки длинные и дальние поездки на машине, они как наркотик. Мы, например, себе очень ярко представляем круг анонимных автопутешественников:
- Здравствуйте, меня зовут …., и я автопутешественник. Все начиналось как у всех: сначала короткие поездки в радиусе 150 км от дома, на один день. Казалось бы, ну я же не серьезно, от пары раз в месяц ничего не будет, так чисто попробовать. Потом неиспробованных городов в окрестностях не осталось. Пришлось начать что-то посильнее, сначала Питер, потом Нижний Новгород, Волгоград, Сочи, Самара, Карелия, Крым, а там завертелась, соскочить уже сложно. На смену российским городам пришел Кавказ (Армения, Грузия, Азербайджан), СНГ (Беларусь, Украина), потом Прибалтика, Восточная Европа, не заметил, как уже третий день в пути в Лиссабон, все как в тумане. Пробовали соскочить, заменить чем-то полегче - брать машину в аренду, покупать автобусные туры, но это все не то, не те ощущения. Вирус автопутешествия если ловишь, то это на всю жизнь.
Впереди у нас еще много автопутешествий, новых стран и городов, поэтому не переключайтесь, нам есть, о чем рассказать.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...