Самая большая и одна из самых интересных крепостей страны находится недалеко от города Котор. Пожалуй, это одна из самых известных заброшенностей Черногории, поэтому в интернете можно найти огромное количество фотоотчетов из этого места. Несмотря на свою популярность, крепость «Горажда» не является музеем, охраны на входе вы тоже не увидите, и вход в нее совершенно свободный. Если вы хотите, осмотреть крепость не только снаружи, но и изнутри, то не забудьте взять с собой фонарик, потому что внутри источников света нет и можно наступить во что-нибудь неприятное или споткнуться в темноте о какую-нибудь железку и серьезно пораниться. Наше путешествие по Черногории началось с города Герцег-Нови. Чтобы не объезжать по периметру весь Бока-Каторский залив, мы решили воспользоваться паромом, который за каких-то десять минут доставил нас на другой берег. Это позволяет отлично сэкономить время, так как объезд займет около 40-45 минут. Паром в Герцег-Нови работает с 5 утра до полночи, а с мая по октябрь даже ночью. Цена переправы легкового автомобиля всего €4.5. Очень удобно для тех, кто хочет из Хорватии осуществить поездку в Черногорию, или наоборот, из Будвы съездить на экскурсию в Дубровник.
Но вернемся к австро-венгерской крепости Горажда, которая расположилась в живописном месте Черногории (в этой стране просто нет других - все места очень красивые) с потрясающим видом на город Котор и взлетно-посадочную полосу аэропорта Тиват.
Практически к самому входу в форт Горажда ведет хорошо асфальтированная дорога, единственный ее минус - она очень узкая и извилистая, приходится двигаться очень медленно.
Перед самой крепостью есть импровизированная смотровая площадка, она же парковка. Она конечно совсем небольшая, но 2-3 машины поместится на ней без проблем, при этом они совершенно не будут мешать проезду автомобилей.
Во время нашего визита мы были единственными посетителями крепости.
Крепость Горажда отлично замаскирована и, несмотря на то, что она расположена на вершине холма - практически незаметна взгляду человека. Крепость имеет 4 уровня, два из них находятся под землей, а еще один защищен земляным валом. Фактически из-под земли над поверхностью поднимается лишь верхний уровень крепости, на котором находится главное ее орудие.
Горажда была построена австрийцами для наблюдения и защиты Каторского залива и долгое время успешно справлялась с возложенными на нее функциями. На момент строительства Горажда представляла собой хорошо оснащенное укрепление того времени. Редкая крепость могла соревноваться с ней по мощи и оснащенности, в ней было все самое современное и передовое.
Строительство крепости длилось всего два года и завершилось в 1886 году. Во многих источниках указан 1866 год строительства, но судя по надписи над входом в Горажду, вторая восьмерка просто не дошла до нас в первоначальном виде. Надпись над входом «THURMFORT GORAZDA» переводится, как «Башня-крепость Горажда».
По периметру всей крепости вырыт широкий противопехотный ров, который обеспечивал защиту Горажды. Попасть внутрь можно было только по перекидному мосту. В наши дни, чтобы попасть внутрь крепости, нужно просто пройти по бетонным плитам, которые появились здесь в XX веке.
Если внимательно посмотреть на фото, то можно заметить, что с моста не виден вход в крепость - это сделано специально. Бетонный «коридор» перед входом в Горажду был сделан для того, чтобы вход в крепость невозможно было простреливать снаружи.
Надо сказать, что крепость Горажда не только хорошо замаскирована, но и хорошо засекречена. Нам удалось найти очень немного информации о ней - как правило, это то, что многочисленные путешественники, побывавшие здесь, переписывают друг у друга с незначительными изменениями. Именно поэтому нет достоверной информации о том, когда крепость опустела.
Существует предположение, что это могло произойти после развала Югославии в 1991 году, но подтверждающих это фактов мы найти не смогли. Внутри крепости нет света, кроме того, что проникает сквозь окна, поэтому стоит со всем вниманием отнестись к тому, куда вы наступаете - мусора и прочих «сюрпризов» здесь предостаточно.
Несмотря на то, что основное строительство завершилось в 1886 году, Горажда несколько раз достраивалась, модернизировалась и совершенствовалась. «Новые постройки» отлично видно по качеству камня и стыкам между ними.
Внутри крепости в бронированных казематах размещались 120 мм орудия, основная задача которых - дальние цели. Пушки были повернуты в сторону Котора и Будвы. Самих пушек в Горажде давно уже нет, а вот рельсы, по которым осуществлялось горизонтальная регулировка направления можно увидеть на полу и сейчас.
Для поднятия боеприпасов использовалась лифт: в тележку загружался снаряд и по специальной шахте поднимался или опускался на нижний уровень.
По некоторым данным на фото ниже можно увидеть сложное инженерное сооружение под названием «туалет»: средняя труба - водосток, а по периметру находится четыре «очка». Но есть и более сложные версии о том, что это часть боевого оснащения башни.
Когда ходишь внутри крепости Горажда, создается впечатление, что у нее очень сложная геометрическая форма. Но если посмотреть на спутниковый снимок крепости, то видно, что ее форма близка к квадрату, а вот форма противопехотного рва оригинальна.
Такая необычная форма появилась из-за того, что на нижнем уровне крепости сделано четыре бетонных ответвления с бойницами для обороны противопехотного рва, в случае если врагам удастся спуститься в него.
Крепость очень большая, а когда начинаешь спускаться на нижние уровни, кажется, что она огромная. Крепость Горажда очень напомнила нам тайваньские форты, по которым нам довелось погулять на Пескадорских островах. Вот только на Тайване даже в заброшенном форте вы не найдете мусора.
Если на нижних уровнях Горажды ничего интересного нет, то на самый верхний этаж подняться нужно обязательно. Это можно сделать по частично сохранившимся винтовым лестницам, но только стоит соблюдать аккуратность, потому что периодически с них падают камни, а мы не хотим, чтобы вы покалечились.
С крыши крепости открываются замечательные виды на окрестности и на само укрепление.
Но поднимались мы на крышу не для того, чтобы любоваться видами. Дело в том, что на крыше Горажды расположено уникальное сооружение - бронированный купол, который был разработан немецким изобретателем Германом Грюсоном (Hermann Gruson). Первую панцирную башню по его проекту построили в 1873 году, т.е. на момент строительства Горажды это было очень современное и инновационное сооружение.
Благодаря этому бронированному куполу гарнизон Горажды мог вести круговой обстрел территории и при этом быть абсолютно защищенным. Диаметр купола около 3 метров, а в качестве оружия использовалось две 120мм пушки.
Чтобы управлять этим инновационным чудом немецкой инженерной мысли требовался один человек, еще два бойца были необходимы, чтобы приводить в действие поворотный механизм. Надо сказать, что за всю историю подобных установок было построено пять штук, но до наших дней сохранилась лишь одна и она находится как раз на крыше крепости «Горажда».
На наших фото этого не видно, но на куполе есть надпись о том, что он изготовлен металлургическим заводом Эмиля Шкоды. Да-да! Шкода - это не только автомобили, как ошибочно полагают многие. В холдинг «Шкода» входило несколько предприятий, производящих различное оборудование, в том числе оружие, оборудование для энергетики, оборудование для пищевой промышленности, ядерной энергетики и многое другое. Большое количество горных пушек производства Škoda Holding было в свое время поставлено на территорию Югославии.
Черногория - удивительная страна. Здесь нет местной валюты, а во всех магазинах принимают евро, хотя официально страна не входит в еврозону. Русская речь слышна чаще, чем черногорская. Объявления о продаже жилья написаны на русском языке и указаны московские мобильные телефоны. Иногда, создается ощущение, что ты находишься в какой-то из областей России, но никак не на Балканах. Мы провели в Черногории совсем немного времени и обязательно сюда вернемся, чтобы более подробно познакомиться с ее красотами и достопримечательностями. Не переключайтесь - впереди очень интересные репортажи из загадочной для российского туриста Албании.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...