«Линия Сталина» - уникальный военно-исторический музейный комплекс под Минском, открытый в 2005 году к 60-й годовщине победы в Великой Отечественной Войне. Он был создан на базе Минского укрепрайона так называемой «Линии Сталина» - комплекса фортификационно-огневых сооружений, тянущихся вдоль довоенных западных границ бывшего СССР от Балтийского до Черного моря. Музей был построен всего за полгода по инициативе благотворительного фонда «Память Афгана» при поддержке президента РБ Александра Лукашенко. В его строительстве участвовали различные общественные и государственные организации и предприятия, а основные работы были проведены инженерными войсками ВС Беларуси.
«Линия Сталина» - как доехать из Минска
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» находится в 6 километрах от города Заславль (в котором, кстати, тоже есть много чего посмотреть), на северо-западе Минской области, в районе 28 километра трассы «Минск-Молодечно» (Р28). Если на автомобиле сюда добраться весьма просто, то с помощью общественного транспорта - мягко говоря, не очень.
Без автомобиля доехать до «Линии Сталина» можно тремя способами. Первый и самый надежный - маршрутка «Минск-Молодечно» №700-Т, отправляющаяся с ул. Дружная (обратная сторона железнодорожного вокзала «Минск-Пассажирский»), ходит по расписанию. Вам нужно доехать до остановки «Линия Сталина», что в деревне Лошаны.
Второй вариант - маршрутка №482 до деревни Красное Молодченского района. Ее остановка находится также недалеко от ЖД вокзала, на пересечении улиц Бобруйская и Кирова, рядом с магазином «Axis». Ходит без расписания, отправляется «по заполнению», зимой вообще возможны перебои.
Ну и третий вариант - электричка, все с того же ЖД вокзала. Вам нужна электричка, останавливающаяся на станции «Беларусь» (время в пути от 25 до 45 минут). Далее либо пешком, либо на такси, либо автобусами местного сообщения.
Есть еще рейсовый автобус, отправляющийся с центрального автовокзала до станции «Сосновый Бор» и проезжающий по пути нужную остановку, но он ходит всего 2 раза в сутки.
Уехать обратно в Минск еще более проблематично - придется «ловить» на остановке проезжающие мимо маршрутки и автобусы, так что гораздо комфортнее все же ехать на «Линию Сталина» на автомобиле.
«Линия Сталина» - время работы, цена билетов, парковка
Историко-культурный комплекс работает с 10:00 до 18:00 каждый день, кроме понедельника. Цена «взрослого» билета - 70 000 белорусских рублей (€5), «детского» - 35 000 BYR (€2.5).
На территории музея есть большая платная парковка стоимостью 10 000 BYR (€0.7) для легковых автомобилей и микроавтобусов, и 20 000 BYR (€1.4) для больших автобусов.
Ко всему прочему, музей предлагает ряд дополнительных услуг. Например, можно заказать часовую экскурсию по комплексу (на русском языке) стоимостью 160 000 BYR (€11.5) для взрослых или 100 000 BYR (€7.2) для детей (группы до 25 человек). В кафе «На привале» можно отведать настоящей солдатской каши.
Еще можно пострелять из настоящего оружия времен Второй Мировой (ППШ, МП-40/41/44, Маузера, винтовки Мосина, пулемета «Максим» итд.). Стоимость одного выстрела - 20 000 BYR (€1.5).
Уникальной услугой можно назвать катание на бронетехнике - мало где предоставляют такую возможность. Можно прокатиться на БТР (1 000 000 BYR - €72), танке МТЛБ (1 500 000 BYR - €108), танке МТ-76 (2 000 000 BYR - €144), а также на легендарном танке Т-34 времен войны (3 500 000 BYR - €252, заказывается заранее).
История «Линии Сталина»
Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений - его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.
Почитайте: Мемориал «Яма» в центре Минска - более 5000 убитых во времена ВОВ
Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.
Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.
В Минске с ребенком? Сходите в центральный парк Горького!
В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется - в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник - журнал «Российское военное обозрение»).
После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.
Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»
Сразу хочется отметить, что в музейном комплексе практически все экспонаты являются «новоделами» - со времен ВОВ там практически ничего не осталось. Все было воссоздано заново, за исключением всего пары объектов, поэтому любителям «живой истории» там, по сути, делать нечего - конкретно в этом месте военные действия не проводились. Это скорее рекреационная зона, чем исторический музей.
Артиллерийский полукапонир №134
Осмотр экспонатов производится по круговой траектории и начинается с артиллерийского полукапонира №134, восстановленного со времен ВОВ.
Обратите внимание на фото ниже. Здесь установлены воздушные фильтры, призванные отвечать за очистку воздуха от пушечных пороховых газов на случай, если забор воздуха извне был невозможен из-за газовых атак противника. На самом деле таких установок в капонирах на «Линии Сталина» не было. Точнее, они были в проектах, но фактически либо не устанавливались совсем, либо не работали должным образом из-за отсутствия электричества или своей некомплектности. Можно сказать, что это «образцовый» полукапонир, такой, каким его изначально планировали, и каким бы его хотели видеть военные инженеры, имеющий мало общего с реальными сооружениями времен ВОВ.
Проходы внутри очень низкие - приходится ощутимо пригибаться, чтобы пройти через бронированные двери.
Вот так выглядело помещение и артиллерийский расчет 76.2мм пушки. У товарища слева в руках совсем не перископная труба. Это своеобразная «рация» для связи с оператором перископа - корректором, находившимся в соседнем отсеке.
А вот и перископ с ответной частью переговорных труб (пушек и артиллерийских расчетов в полукапонире было 2).
В техническом помещении находилась турбина вентиляции и водяной насос непонятного предназначения. Можно было бы предположить, что он нужен для обеспечения циркуляции воды для охлаждения оружия (как это сделано в пулеметном ДОТе, о котором чуть позже), но у 76.2мм пушек явно нет системы водяного охлаждения, а отопления внутри полукапонира не было, как не было и водонагревателя.
В небольшом коридорчике находится стеллаж для боеприпасов.
Окопы, блиндажи, бронеколпаки и заграждения
На территории комплекса «Линия Сталина» представлены различные типы заграждений, наблюдательные и огневые бронеколпаки и небольшая сеть окопов, в которую можно спуститься и посмотреть на «поле боя» глазами пехоты.
Вот так выглядел один из вариантов скрытого наблюдательного пункта в виде пня спиленного дерева. На заднем плане видны противотанковые ежи.
Там же установлено несколько бронеколпаков времен ВОВ, которые использовались как красноармейцами, так и их противниками. Вот один из них - польский.
А это реконструкция типового блиндажа - в него тоже при желании можно залезть. Здесь вообще большое раздолье для детей - нет практически никаких ограничений, все экспонаты можно «трогать» и залезать внутрь.
Разве что, на эту вышку нельзя - это просто опасно. 🙂
Кстати, если присмотреться к фотографии выше, то слева, вдалеке между деревьями можно увидеть еще одну огневую точку, находящуюся севернее, уже за пределами музейного комплекса через дорогу.
И еще одна, но в противоположной стороне на юге.
Под караульной вышкой - государственные пограничные столбы РБ и всевозможные варианты противопехотных проволочных заграждений.
Пулеметный ДОТ №292
Еще одно сооружение, восстановленное со времен ВОВ - пулеметная долговременная огневая точка (ДОТ), вооруженная пулеметами «Максим». Сюда также можно спуститься и осмотреть ее обустройство собственными глазами.
Здесь тоже очень узко и заниженные проходы - в полный рост взрослому человеку через двери не пройти.
В отличие от артиллерийского полукапонира, здесь можно почувствовать себя солдатом, посидеть на месте пулеметчика, «оценить боевую обстановку» через смотровые щели и даже подвигать пулеметную установку (это делалось с помощью ног).
На фотографиях можно рассмотреть красную и синюю трубы, подсоединенные к стволу пулемета - они предназначены для циркуляции воды, охлаждающей ствол. Это было сделано для обеспечения непрерывной долговременной стрельбы, без страха перегреть пулеметы.
Здесь также имелся перископ для корректировки огня, который, кстати, был слабым местом конструкции: немецкие войска разработали весьма простую тактику вывода из строя подобных ДОТов с помощью простого забрасывания гранат, огнеметных выстрелов или газовых атак через перископные люки.
Поле реконструкции боевых действий
В комплексе «Линия Сталина» обустроено поле для театрализованных реконструкций боевых действий. Обычно такие шоу проходят во время военных праздников (9 мая, 23 февраля, и т.д.).
По полю «разбросана» военная техника времен ВОВ - танки, мотоциклы, автомобили и даже полевая кухня.
А на этом «чуде», видимо, можно даже покататься.
На холме обустроены трибуна и лавочки для зрителей.
Также здесь есть красивое искусственное озеро, где демонстрируется развертывание военной понтонной переправы.
Выставка военной техники
На территории музея выставлена различная боевая техника от самолетов и танков, до артиллерийских орудий.
Есть две больших площадки - на одной представлена бронетехника, на второй - авиация и системы ПВО. В основном показано более-менее современное вооружение, техники времен Великой Отечественной Войны почти нет.
На «авиационной» площадке можно найти противоракетные комплексы С125, зенитные орудия и передвижные системы радиолокации.
И достаточно много самолетов, вертолетов и их вооружений.
Вторая выставочная площадка целиком отдана колесной и гусеничной технике - танки, БТР, БМП, и прочее мобильное вооружение.
Памятники «Линии Сталина»
В комплексе установлено несколько памятников и памятных досок. Первый, слева от входа, посвящен создателям музея - всем, кто участвовал и поддерживал его строительство.
Недалеко от него - «Аллея воинской славы», заложенная в год 90-летия милиции Беларуси, ветеранами органов внутренних дел - участниками Великой Отечественной Войны.
Рядом с полем для реконструкции боевых действий - российский памятник «Морякам земли Белорусской от благодарной России»
Ну и самый спорный памятник - И.В. Сталину. Мы бы, если честно, этого дядю не удостаивали такой чести - вполне достаточно того, что о нем написано и снято.
Фильмы о Линии Сталина
Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.
Первый - из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.
Второй - об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.
Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.
Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала "Звезда" подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.
Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».
Вместо заключения
Как мы уже упоминали, этот музейный комплекс скорее является развлекательным коммерческим предприятием, чем действительно историческим музеем. Здесь большое раздолье для детишек - этого не отнять. Можно даже покататься на квадроциклах.
Сюда, несомненно, стоит приехать, если Вы с детьми - они получат массу впечатлений от ползания по танкам и окопам. Тут вполне комфортно гулять даже с малышом и коляской. Единственное место, где коляску пришлось перетаскивать вручную - самое начало осмотра, перед артиллерийским капониром - там просто лестница, на которую никак не заехать. Но мы, как «избалованные следопыты», вряд ли приедем сюда еще раз - есть масса гораздо более интересных и «живых» мест в Беларуси, о которых мы частично уже писали - например, та же Хатынь.
Также интересно: Минск со смотровой площадки Национальной Библиотеки РБ
Кстати, здесь продают вполне достойные блинчики! Ценник, правда, слегка «кусается», по сравнению с обычным белорусским, но что поделать - раскрученное туристическое место.
Мы не раз встречали как большие «автобусные» группы иностранцев, так и маленькие, из 2-4 человек с индивидуальными экскурсоводами, явно заказанными на разных сервисах по бронированию экскурсий - просто подслушивали их разговоры. 🙂
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...Уже на обратном пути в Минск, в небе были замечены воздухоплаватели на ярких воздушных шарах, и не сфотографировать это великолепие было бы преступлением. 🙂
Итак, если Вас вдруг занесло в Минск, и есть свободных полдня-день, то вполне можно посетить «Линию Сталина», только еще раз повторимся - как рекреационную зону, а не как исторический музей.