Несмотря на то, что мы живем совсем недалеко от музея и часто проезжаем мимо, посетить его мы решились совсем недавно. Танковый музей в Кубинке является самым большим музеем танков в мире и обладает самой уникальной коллекцией - более 60 экспонатов существуют на планете в единственном экземпляре. Суммарно выставочный фонд танкового музея насчитывает более 300 единиц различной самоходной боевой техники из 14 стран, как на гусеничном, так и на колесном ходу. Присутствует даже бронепоезд - мотоброневагон «МБВ» 1937 года. Недавно мы все же нашли время и наведались в это необычное место, и сейчас расскажем о его истории, экспозиции и наших впечатлениях.
В 2020 году музей временно закрыт на реконструкцию.
История музея танков в Кубинке
История музея началась в августе 1938 года, когда на базе научно-исследовательского автобронетанкового полигона РККА в Кубинке было решено создать музей боевых машин. Тогда в качестве первых экспонатов музею был передан транспортер, самоходная установка и 17 старых танков несерийных образцов.
Изначально музей создавался как «учебное пособие» для изучения устройства советской и зарубежной бронетанковой техники инженерами, конструкторами и учеными, а также новобранцами военных учебных заведений, и был закрыт для посещения обычными гражданами.
Работы по созданию музея активно начались в 1944 году после того, как РККА получила в свое распоряжение большое количество зарубежных трофеев, и тогда же приступили к строительству здания музея и парковой зоны.
До начала 70-х вся экспозиция музея находилась на площадке под открытым небом, и в основном была упрятана под брезентовые чехлы для защиты от снега, дождя и солнца. Но в 1972 году было решено переместить экспонаты в помещения, для чего было отстроено несколько просторных ангаров.
10 сентября 1972 года, в «День Танкиста», обновленный танковый музей принял первых посетителей из Министерства Обороны, НИИ и конструкторских бюро.
Вход для обычных граждан все еще был запрещен, так как в музее танков находилось большое количество экспериментальной техники, характеристики которой составляли государственную тайну. Также здесь имелась зарубежная бронетехника, которая своим нахождением в музее раскрывала причастность СССР к ряду иностранных военных конфликтов.
Музей танков в Кубинке открыл свои двери для всех желающих лишь в 1992 году, после развала Советского Союза. Тогда он еще был структурным подразделением НИИ, но в 1995 году его преобразовали в самостоятельную организацию в подчинении Министерства обороны РФ, а 31 января 2012 года танковый музей получил статус ФГАУ «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» при МО РФ.
В музее периодически проводятся различные активности - реконструкции боевых действий, торжественные награждения, дни памяти, выставки и даже коммерческие мероприятия. Основные даты проведения: 23 февраля, 9 мая, 12 июля (Курская дуга), 7 ноября, 5 декабря и, конечно же, «День танкиста» - второе воскресенье сентября. Вот, например, официальное видео празднования «Дня танкиста» 2013 года.
А вот так выглядела реконструкция Сталинградской битвы на полигоне музея 23 февраля 2013 года.
Танковый музей в Кубинке: как доехать, время работы, цена билетов
Музей находится в непосредственной близости от Минского шоссе (трасса М1), приблизительно в 47 километрах от МКАД, на окраине поселка «Кубинка-1», и проще всего сюда добираться на собственном автомобиле.
Двигаясь по М1 в сторону области, необходимо развернуться на развязке с Нарофоминским шоссе и вернуться около километра назад, затем по указателю рядом с танком на постаменте повернуть направо.
Затем проехав около 800 метров никуда не сворачивая, Вы окажетесь прямо перед центральным входом в музей. Здесь организована небольшая бесплатная парковка, и если Вам посчастливилось приехать в музей в будний день, то есть даже вероятность того, что найдется свободное местечко. На самом деле в выходные, а особенно в дни проведения различных мероприятий, припарковаться у музея абсолютно невозможно и автолюбители расставляют своих коней по обочине дороги, ведущей к музею. Часто бывает даже так, что парковка «выползает» на Минское шоссе - мы это видели неоднократно. Поэтому постарайтесь запланировать посещение музея на будний день, свободный от мероприятий, анонсы и расписания которых можно посмотреть прямо на главной странице официального сайта танкового музея в Кубинке. Кстати, похоже, что у музея существует несколько версий официального сайта, созданных разными руками. Например, этот выглядит посимпатичнее, но что-то в нем «не то».
Своим ходом из Москвы до музея можно добраться на электричке с Белорусского вокзала. Нужно доехать до станции «Кубинка», а затем на маршрутке №59 до поворота на музей и далее около 600 метров пешком, или взять такси (150-200р) прямо до центрального входа. Только продумайте, каким образом будете возвращаться обратно - Минское шоссе просто так не перейти, а на стороне музея остановки общественного транспорта находятся на приличном расстоянии от поворота.
Читайте также: Музей военной техники на Поклонной горе в Москве
Время работы музея со вторника по пятницу - с 10 до 18 часов (касса до 17), а в субботу и воскресенье - с 10 до 19 (касса до 18). Понедельник - выходной.
Стоимость «взрослого» билета для граждан РФ и СНГ - 200 рублей, для школьников и льготников - 100 рублей, дети дошкольного возраста проходят даром, а вот иностранцы сдают в кассу по 600 рублей. Более того, формально иностранцы должны подавать заявку для посещения музея заранее, но мы же с Вами знаем, как обходить российские формальности. Любительская фото и видеосъемка - бесплатно.
Музей предлагает экскурсионное обслуживание стоимостью 1 500 рублей за группу взрослых до 15 человек и 500 рублей за группу до 15 киндеров. Заказать экскурсию можно позвонив по телефону +7 498 7203605 или +7 926 9590756, а также по электропочте mbtvt@mbtvt.ru.
Экспозиция музея танков в Кубинке
Сразу хотим предупредить наших читателей, что мы не настолько хорошо разбираемся в танках, чтобы описывать каждый из представленных экспонатов, а перекапывать интернет в поисках описаний и интересных фактов - дело неблагодарное, ведь в музее более 300 единиц различной техники. Если с авиацией мы кое-как «дружим», и даже написали огромный виртуальный путеводитель по музею авиации в Монино, то с танками как-то не сложилось - не было у нас в роду танкистов. 🙂 Да и изначально целью этой публикации не являлась столь подробная виртуальная экскурсия, поэтому на наших фотографиях даже не хватает некоторых очень важных экспонатов, например, отсутствует знаменитый Maus - почему-то забыли его сфотографировать. Поэтому мы просто расскажем о структуре музея, и кратко пробежимся по всем его павильонам.
Музей состоит из семи павильонов-ангаров, экспонаты в которых распределены следующим образом:
Этот информационный щит явно рисовал армейский дизайнер «от Бога», поэтому на нем ничего не видно, но это не беда - мы сделали свой, ну просто для Вашего удобства. 🙂
Итак, ангары с первого по четвертый населены отечественной бронетехникой, а с пятого по седьмой - зарубежной. По какой именно стороне идти и в какой последовательности - выбирать Вам, но наверно логичнее было бы сначала осмотреть левую сторону, а затем развернувшись - правую (в обратную сторону). Лично мы, как обычно, осматривали все в режиме «как попало», и это ничуть не испортило впечатление от музея. 🙂
А слегка подпортил впечатление туалет типа «сортир», гордо отмеченный на карте. Если честно, то в голове не укладывается, как в ЦЕНТРАЛЬНОМ танковом музее ВС РФ, к тому же еще и самом большом в мире, может до сих пор существовать такой туалет. Точнее не так... Этот туалет - тоже музейный экспонат и представляет собой образец полкового туалета 1938 года, построенный в 1943 году.
Несомненно, в этом есть свой «армейский» колорит (и даже утилитарность - туалет находится прямо рядом со зрительскими местами полигона), но все же, на наш взгляд, подобных реликвий в музеях быть не должно. Ну, или для полного, так сказать, погружения в процесс, на входе необходимо выдавать противогазы. Проблема в том, что на территории музея этому туалету нет альтернативы - в качестве экспоната он очень хорош, но использовать его по прямому назначению как-то «неочень».
Часовня Дмитрия Донского
Слева от входа расположилась красивая действующая часовня Дмитрия Донского, построенная в 1998-1999 году и приписанная к церкви в Кубинке. Часовня была возведена в честь погибших воинов-танкистов и освящена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Каждую субботу здесь проводятся службы священниками из Кубинской церкви.
Братская могила танкистов
Рядом с часовней находится братская могила 4-х танкистов 119-го танкового полка, погибших 8 августа 1943 года во время Смоленской операции в Калужской области. Памятник над могилой был создан одним из учеников Зураба Церители из танковых гильз, снарядов и гусениц и раскачивающиеся от ветра гильзы создают своеобразный колокольный звон. Кстати, танк Т-34, в котором погибли танкисты, является частью экспозиции музея и находится во 2-м ангаре.
Выставка под открытым небом
Напротив часовни расположилась небольшая экспозиция танков времен Великой Отечественной Войны под открытым небом. Как мы поняли, по праздникам всем желающим разрешают на эти танки залезать. По крайней мере, мы не раз натыкались на фотографии облепленных детьми машин из этой мини-выставки.
Мотоброневагон «МБВ» («МБВ-2»)
За ангаром №7 установлен настоящий мотоброневагон «МБВ», существовавший всего в двух экземплярах. Обе машины с успехом применялись в боевых действиях Великой Отечественной Войны, в том числе при снятии блокады Ленинграда. До наших дней сохранился лишь один экземпляр, который и доступен к осмотру в музее танков в Кубинке.
Павильон №4 - бронеавтомобили, бронетранспортеры, боевые машины пехоты
Как уже говорилось, мы осматривали экспозицию музея бессистемно, поэтому сначала пройдемся по четвертому ангару отечественной бронетехники. Просто фотографии, без пояснений - интересующиеся наверняка распознают на них все модели, что нам сделать, к сожалению, почти не под силу, и мы не будем строить из себя великих танковых специалистов. 🙂
Павильон №3 - легкие танки и техника ВДВ
Павильон №5 - зарубежная бронетехника (Англия, Канада, США)
Павильон №6 - немецкая бронетехника времен Великой Отечественной Войны
На наш взгляд, один из самых интересных ангаров в танковом музее Кубинки. Здесь представлено множество бронетехники, участвовавшей в войне против Советской армии.
Есть даже такие диковинки, как экспериментальный минный тральщик и единственный сохранившийся, тоже экспериментальный, танк-шар («Kugelpanzer») - машина наблюдения, которая на самом деле танком не является, а относится к классу бронеавтомобилей.
Из экзотики стоит так же отметить одну из самых мощных и тяжелых на тот момент самоходных мортир «Карл» (Gerät 040), предназначенных для уничтожения сверхпрочных фортификационных сооружений. Всего было выпущено 7 экземпляров, каждый из которых получил свое собственное имя. На данный момент в мире сохранилась всего одна такая мортира, которая как раз и представлена в экспозиции музея танков в Кубинке.
Еще стоит посетить: Самый большой частный музей техники Вадима Задорожного
Изначально считалось, что эта мортира имела название «Ziu» - именно так было на ней написано, но во время реставрации выяснилось, что под именем «Ziu» скрывался еще один слой краски с надписью «Adam», и именно это имя решили оставить музейному экспонату.
Одна из таких мортир применялась для прорыва укреплений «Линии Молотова», которая планировалась как замена «Линии Сталина», но проект так и не был доведен до конца.
Диаметр нарезного ствола мортиры первой модификации составлял внушительные 600мм и для стрельбы из нее были специально разработаны три варианта снарядов. Два из них - бетонобойные, массой 1700 и 2170кг, третий - фугасный, массой 1250кг. Более подробно об этом монстре можно почитать в википедии.
На фото ниже представлены другие экспонаты этого павильона.
Павильон №7 - танки зарубежных стран
Здесь представлены танки Венгрии, Италии, Франции, Японии, Польши, Китая и Чехословакии, производившиеся в разное время. Некоторые экспонаты также являются уникальными и присутствуют только в танковом музее в Кубинке.
Павильон №1 - Советские тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки
Павильон №2 - Советские средние танки и САУ
Этот павильон, нам не удалось полноценно осмотреть, так как внутри проводились строительные работы по замене центральной «пешеходной» дорожки - все было перегорожено, и по-человечески зайти внутрь было невозможно. То, что удалось «выхватить» фотоаппаратом - ниже.
Во время нашего визита между первым и вторым ангарами, рядом с полковым туалетом типа «сортир», была установлена временная сцена, на которой 12 апреля проходило мероприятие - презентация новой версии компьютерной игры World of Tanks.
Просто заметки для информации
- Планируйте свое время - на вдумчивое посещение всей экспозиции музея может уйти 4-5 часов.
- Если вдруг проголодались - на территории музея есть кафе «Полевая кухня» (дороговато) и маленькое кафе попроще, где можно закупиться пирожками и питьем, но может быть стоит прихватить с собой из дома бутербродов.
- Если Вы отправляетесь в музей танков зимой - одевайтесь теплее, так как выставочные павильоны не отапливаются. Считайте, что будете все время на улице.
А вот еще в тему: Музей авиации в Монино - мегаобзор от Познамки
- Музей большой - одевайте удобную обувь, так как придется много ходить.
- Для посещения музея старайтесь выбирать будний день - людей будет очень мало, припарковаться будет гораздо проще.
- Смело можно приезжать с детьми любого возраста, даже с малышами - проблем с проездом колясок нет.
- С освещением в павильонах печаль, так что не удивляйтесь шуму и смазам на телефонных фотографиях.
Вместо заключения
Музеи Министерства обороны РФ имеют свой, какой-то особенный дух. Не смотря на то, что они очень разные, их роднят «совковые» корни и принадлежность к людям в погонах. Это не хорошо и не плохо - это просто особенность, которая постепенно уходит в историю. Музеи перестраиваются, реконструируются, обновляется выставочный фонд, на его содержание выделяются деньги, меняется персонал и через 5-10 лет от этой «совковости», похоже, не останется и следа. Конечно пока нельзя сравнить ни один из посещенных нами государственных музеев с частным монстром Вадима Задорожного, но мы верим, что пройдет время, и все будет! 🙂
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...Приятно видеть, что государство наконец начало заботиться о своих музеях и мы это видим на многочисленных примерах - в Монино отстроили новые ангары и шикарно оформили внутреннюю экспозицию, а на площадке появляется все больше отреставрированной авиатехники. Здесь, в Кубинке, все пешеходные дорожки заасфальтировали, внутри павильонов тоже ведутся ремонтные работы. Осталось построить нормальный туалет, заменить нервных бабулек-надзирателей на русалок с большими глазами, и претензий к музею практически не останется. 🙂
UPD. Мы были "пророками", и в конце 2014 года началась глобальная реконструкция музея. 🙂 Теперь он будет частью масштабного проекта Министерства Обороны РФ в виде военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил РФ "Патриот", в который войдет и часть танкового полигона в Алабино, и часть территории авиабазы в Кубинке. На фото ниже вы можете увидеть его будущий план.