Знаете ли вы о существовании такого детского образовательного учреждения, как «Детская железная дорога»? Долгое время мы считали, что ДЖД в России и странах СНГ это просто развлекательные аттракционы для детей, но решив копнуть глубже, обнаружили, что это свой особенный и очень интересный мир. Дети в возрасте от 8 до 15 лет учатся в таких «школах» на различные железнодорожные специальности: машинистов, проводников, обходчиков путей, работников вокзалов и многие другие. Практически вся работа по обслуживанию подвижного состава и станций лежит на плечах юных железнодорожников. В летний период на участке специальной узкоколейной железнодорожной линии проходят практические занятия, а в остальное время юные железнодорожники учат теорию. На детской железной дороге все как у взрослых - по возможности здесь используется такое же оборудование, вся техника безопасности соблюдается так же тщательно, как и на железных дорогах общего пользования.
Иногда к детским железным дорогам ошибочно относят аттракционы в парках, но они устроены лишь для развлечения и не несут в себе никакой образовательной функции, в отличие от ДЖД. Первая детская железная дорога появилась в 1932 году, но тогда она предназначалась скорее для развлечения. К концу 30х годов ее закрыли, а потом и вовсе забросили. В 1935 году аналогичная дорога появилась в Тифлисе (Тбилиси), и именно ее принято считать первой детской железной дорогой. Первая ДЖД в СССР появилась в Красноярске, а затем эту эстафету подхватили многие города союза и детские железные дороги появились почти во всех столицах союзных республик, а также в крупных городах.
К середине 1980х годов на территории СССР было открыто 52 детских железных дороги, почти все они находились под юрисдикцией Министерства Путей Сообщения. Пример Советского Союза оказался заразителен, и ДЖД появились в Болгарии, Венгрии, Китае, ГДР, Чехословакии и даже на Кубе! Если в СССР финансирование осуществлялось из государственных средств, то зарубежные страны не могли себе этого позволить, поэтому там эти дороги проработали 10-15 лет и были упразднены и после распада Советского Союза большинство ДЖД были закрыты. Сейчас детские железные дороги можно видеть лишь в Минске и некоторых городах Украины, в России все ДЖД действуют по настоящее время. По состоянию на 2014 год их 25 и проектируются новые, в 2011 году детская эелезная дорога появилась в Санкт-Петербурге.
К сожалению, в Москве своей ДЖД пока нет, а ближайшая к столице находится в 40 км от нее, в поселке Кратово. Хотя стоит отметить, что в 30х годах рассматривался грандиозный проект Московской Детской железной дороги, которая должна была находиться в Измайловском парке и иметь две линии 8 и 12 км длиной. Проект был принят и утвержден 20 июня 1941 года, но осуществлению планов помешала Великая Отечественная война. Самой длинной детской железной дорогой считается ДЖД в городе Свободный Амурской области, ее длина 11.6 км, а самая короткая - в Красноярске, длиной всего 1.6 км.
Мы несколько раз пробовали прокатиться на детской железной дороге в Минске, но так как она работает лишь в летний период, наши графики никак не совпадали. Это конечно огорчало, но не так сильно, ведь в Минске всегда найдется, что посмотреть. 🙂
Планируя очередной автомобильный маршрут по Тульской области, мы решили посетить одну из детских железных дорог в России, а именно - в городе Новомосковске. Если вы никогда не были на ДЖД, то как только откроется сезон (обычно это в конце апреля - начале мая), сразу же планируйте визит туда, особенно, если у вас есть дети - это будет приключение для всей семьи.
Новомосковская детская железная дорога
Детская железная дорога в Тульской области была открыта в декабре 1953 года, ее первое название - «Сталиногорская детская железная дорога», по названию города, в котором она располагалась. Строительство началось в июне 1953, и всего через полгода был пущен первый поезд. На следующий год ДЖД обзавелась своим кирпичным депо. Изначально дорога находилась на балансе комбината «Москвауголь», но к концу второго сезона стало понятно, что это слишком серьезный балласт для них, поэтому ДЖД была передана в ведение министерства путей сообщения.
Изначально ДЖД имела две станции, но в 1979 году появилась третья, благодаря чему появились не только обычные поезда, но и «скорые», которые не останавливаются на этой платформе.
В 2008 году Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей в России, но, несмотря на такой высокий статус, в 2010-2012 годах ДЖД пережила серьезную реконструкцию: был перестроен учебный корпус, обновлено железнодорожное полотно, построены новые платформы и появился новый подвижной состав.
Новомосковская детская железная дорога: как добраться, расписание, цена билета
Детская железная дорога в Новомосковске расположена на территории детского парка, на улице Бережного, д. 1а и путь от вокзала «Новомосковск-1» займет всего 5-7 минут. Детский парк - одна из достопримечательностей города, поэтому любой прохожий подскажет вам направление. Кстати, сам парк очень приятный, много аттракционов, есть чем заняться и взрослым и детям.
К сожалению, детская железная дорога работает только в теплый сезон, поэтому в 2014 году он уже завершился, но с мая 2015 года все начнется снова. В мае и сентябре ДЖД работает только по выходным и праздничным дням с 10:30 до 17:15, а летом с четверга по воскресение и в праздничные дни.
В выходные режим работы с 10:00 до 17:15, а в будни с 10:20 до 16:55. Есть технологический перерыв, который длится 1 час (с 13:00 до 14:00 или 14:00 до 15:00 в зависимости от сезона). Все поезда отправляются по расписанию.
Чтобы прокатиться на детской железной дороге, необходимо приобрести билет. Летом 2014 года его цена составляла для взрослых 45 рублей, для детей - 35 рублей, а правом бесплатного проезда обладают только дети-инвалиды. Вообще всю информацию о часах работы и стоимости билетов лучше всего узнать в официальной группе Новомосковской детской железной дороги в «Вконтакте». Следующий сезон (в 2015 году) будет у ДЖД в Новомосковске юбилейным, поэтому будет много интересных мероприятий, анонсы которых всегда публикуется в их официальной группе.
Новомосковская детская железная дорога: отзывы
Статья была бы не полной без нашего отзыва, и если быть краткими, то нам ОЧЕНЬ понравилось. Вроде бы ничего необычного, все как во взрослых поездах, но когда понимаешь, что всем этим управляют и руководят дети, осознаешь какая это полезная организация.
Ведь уже в возрасте 10-12 лет ребенок может понять, нравится ему управлять поездом или нет, выбрать профессию или наоборот, отказаться от нее, если она не пришлась по душе. Очень здорово, что можно попробовать и решить для себя, готов ты связать свою взрослую жизнь с железной дорогой или нет.
На детской железной дороге все как у взрослых: проверка билетов, правила безопасности и прочее, поэтому комментировать сам процесс не имеет смысла, просто посмотрите фотографии.
Территория рядом с административным корпусом детской железной дороги в Новомосковске, как и детский парк, благоустроена. Здесь на «вечной стоянке» находится паровоз серии «Э» 787-75, произведенный на заводе в Познани. А напротив входа в здание можно увидеть копию паровоза братьев Черепановых.
Детская железная дорога - отличное место, чтобы наглядно показать ребенку, как все устроено. Не нужно для этого покупать дорогостоящих билетов на поезд дальнего следования или электричку, достаточно просто приехать на ДЖД. Нам очень понравилось в Новомосковске, а следующим летом мы обязательно съездим в подмосковное Кратово (съездили!), чтобы показать уже подросшему Максу железную дорогу, ну и сравнить их между собой.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...