Примерно год назад мы побывали на детской железной дороге в Новомосковске и остались под очень сильным впечатлением, а в этом решили продолжить знакомство с ДЖД и отправились в подмосковный поселок Кратово, чтобы прокатиться по Малой Московской железной дороге и сравнить их между собой. Мы не станем повторять историю появления ДЖД в России, она в кратком изложении есть в предыдущем отчете, а постараемся рассказать именно о Кратовской железной дороге. А еще, в этой статье будет непривычно много видеороликов, которые лучше любых текстов покажут, что же такое Детская железная дорога в Кратово.
Детская железная дорога в Кратово: адрес, часы работы, расписание, цена билета
Малая московская железная дорога расположилась в 40 км от Москвы в небольшом поселке Кратово по официальному адресу улица Центральная, дом 5. Рядом с парком Кратовского пруда расположилась станция «Пионерская», локомотивное депо и учебные корпуса.
Можно использовать в качестве станции отправления платформу «Юность», которая разместилась совсем рядом с железнодорожной станцией пригородных поездов «Отдых» и адрес которой как раз и указан как официальный.
У обеих станций есть парковки, но они очень маленькие, так что придется поискать место, чтобы припарковать свою машину. Нам повезло, но большинство оставляет автомобили прямо вдоль дороги. Мы же воспользовались станцией "Пионерская", которая и отмечена у нас на карте в конце статьи.
Работает детская железная дорога в Кратово лишь четыре дня в неделю: со среды по субботу, в летнем сезоне 2015 года в воскресенье движение поездов отменено. В июне-июле отправляется всего четыре поезда: в 10:00, в 11:00, в 12:00 и в 13:00 часов, в августе в будни есть еще один дополнительный в 14:00, в субботу добавили еще три рейса: в 15:00, в 16:00 и в 17:00.
Но тут стоит учесть, что работа детской железной дороги в Кратово довольно сильно зависит от погодных условий. Так при плохой погоде и в дождь возможна отмена поездов без предварительного уведомления.
Точно такая же история может возникнуть, если температура выше 28 градусов, а если столбик термометра поднялся выше 30 градусов, то скорее всего вас ожидает полная отмена всех поездов.
Цена билета зависит от дальности поездки и вашего возраста: для детей в возрасте от 2 до 10 лет приобретается детский билет. Все, кто старше, приравниваются к взрослым, а дети до 2 лет едут бесплатно. Детский билет по маршруту «Пионерская» - «Юность» и обратно обойдется вам в 120 рублей, а взрослый в 160 рублей.
Немного истории и технических характеристик детской железной дороги в Кратово
Детская железная дорога в Кратово была открыта в мае 1937 года. На тот момент в СССР их было еще очень мало: Москва, Тифлис, Красноярск, Днепропетровск и Гомель. Из ранних железных дорог по наши дни действует только красноярская и днепропетровская, остальные или закрылись, или, как в Тифлисе, стали обычным аттракционом.
На момент открытия длина железнодорожного полотна составляла 2.3 километра. До 1940 года ДЖД в Кратово продолжала расти и развиваться: силами учащихся было построено еще 2 километра пути, здание вокзала на одной из станций и разворотный треугольник. В годы ВОВ железная дорога была закрыта, но юные железнодорожники время зря не теряли: они приняли участие в строительстве узкоколейных железных дорог в Подмосковье, по которым осуществлялась доставка леса. Ребята показали себя настоящими тружениками тыла, трое из них получили звание Героев Советского Союза, а еще двенадцать награждены медалью «За оборону Москвы». Сразу же по окончании войны началось восстановление Кратовской ДЖД, и к 1947 году она была полностью завершена.
В 1960-е годы ДЖД в Кратово одна из немногих работала круглогодично, но, к сожалению, спустя пару лет снова вернулась к обычному режиму (только летом). Практически ежегодно на Кратовской детской железной дороге проводились какие-то работы и реконструкции: силами ребят ремонтировались помещения, велась замена пути, менялся и подвижной состав.
В 2004-2005 годах на Кратовской детской железной дороге прошла серьезная реконструкция: деревянные шпалы были заменены на бетонные, смонтирована новая линия связи, появился новый ангар для вагонов, в помещениях установлены современные пластиковые окна, а также другие серьезные и важные изменения.
Изменения на ДЖД были не только физические, но и идеологические. Так за время своего существования детская железная дорога дважды меняла свое название: из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую).
Названия станций тоже изменились: платформа «Путь Ильича» в начале 90-х получила название «Юность», а станция «Культбаза» еще в начале 50-х получила название «Пионерская».
Кратово - детская железная дорога сегодня
На сегодняшний день длина Кратовской детской железной дороги составляет почти 5 километров, из которых более километра приходится на технические пути, а основной путь составляет 3.8 км. Кстати, именно по железнодорожному полотну проходит условная граница между городом Жуковский и поселком Кратово.
Помимо станций «Юность» и «Пионерская» есть еще две промежуточные станции «Детская» и «Школьная». Платформа «Детская» появилась совсем недавно, в 2006 году, и является остановкой «по требованию» - на ней осуществляется посадка/высадка маленьких пассажиров, отдыхающих в детском лагере Кратово и рассчитана на прием только двух вагонов. Как правило, эти вагоны закрыты для доступа других пассажиров.
Как и на всех других детских железных дорогах, вся работа выполняется ребятами, которые проходят здесь обучение, и как правило их возраст от 11 до 17 лет.
Они управляют подвижным составом, продают билеты, читают технику безопасности, несут вахту на железнодорожных переездах, ремонтируют поезда и делают все то, что делают взрослые.
Проверка билетов
Видео сцепки вагонов на станции «Пионерская» Кратовской ДЖД
Видео сцепки вагонов на станции «Юность» Кратовской ДЖД
Техника безопасности от бригадира поезда
Проход теплоэлектровоза
Заход тепловоза в депо
Если сравнивать ДЖД в Кратово и Новомосковске, то нам показалось, что вагоны и тепловоз в Подмосковье немножко старше, чем в Тульской области. А в целом все очень и очень похоже, так что сложно сказать, какая из них лучше: в Кратово из Москвы ехать гораздо ближе, а в Новомосковске пассажиров меньше. Везде есть свои плюсы и минусы.
В Кратово нам удалось заглянуть в кабину машинистов и даже немножко пообщаться с юными железнодорожниками - они так увлекательно рассказывают о своей работе, что даже начинаешь им завидовать, какое у них насыщенное и интересное детство.
ДЖД в Кратово - наши впечатления
О том, что нам понравилось, говорить, наверное, излишне, достаточно посмотреть на лицо нашего маленького пассажира, который был в полном восторге.
Вот уже несколько недель он ежедневно спрашивает, когда мы поедем следующий раз кататься на поезде.
Нам очень понравилось в Кратово, помимо Детской железной дороги здесь можно отлично провести время у Кратовского пруда в парке. В сосновом лесу расположено множество аттракционов и детских площадок, есть небольшой пляж - в общем, вполне можно устроить отдых и себе и детям. А если станет скучно, то можно съездить в очень необычную усадьбу Быково, расположенную не так далеко, но об этом в другой раз.
Если у вас есть дети, то вам обязательно нужно побывать на детской железной дороге в Кратово. Это не аттракцион в парке, это настоящая миниатюрная железная дорога, на которой все по-настоящему и от этого интересно здесь не только детям, но даже взрослым.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...