Мы путешествуем чуть больше недели, и только к концу первой недели начало приходить осознание, что вот он отпуск. Ты уже отдохнул 7 дней, а впереди еще несколько недель отдыха и можно никуда не спешить. Можно сбавить темп, остановится в каком-нибудь месте хотя бы на пару дней, а не проезжать в день сотни километров. Поэтому на сегодня планируем довольно скромную программу: прогуляться по Самсуну (заглянуть в пару мест и покататься на канатной дороге), а потом не спеша направиться в Амасью. На нее у нас очень большие планы: российская часть туристов доезжает в этот город крайне редко, но судя по фотографиям зарубежных путешественников, Турецкая Венеция может вполне соперничать с фотогеничной Каппадокией. Посмотрим, оправдает ли она наши надежды.
На улице начался дождь - видимо, дошел из Ризе и Трабзона. Но даже такая погода почему-то не способствует долгому сну, и уже в 8 утра мы на завтраке.
К 9 утра дождь пошел совсем сильно, выходить на улицу не хочется, а тем более ехать что-то смотреть на открытом воздухе (у нас по плану именно такие места сегодня). Решаем подождать час-полтора, пока не откроются музеи, чтобы заменить уличную прогулку на визит в музей. Как здорово, что у нас всегда есть не только план Б на любой город, а еще и В, и Г, и даже Д. Иногда кажется, что если мы зависнем где-то на неделю, то и тогда не успеем обойти все места, которые себе отметили.
Примерно через час дождь пошел на убыль, а на горизонте показался просвет. Решили не менять планы и отправиться на Корабль-музей Бандырма, если будет дождь, то наденем дождевики, зря что ли мы их каждый раз с собой возим.
История корабля Бандырма начинается в 4500 километрах от Самсуна в Шотландии, где он был построен в 1878 году. Первые 16 лет он ходил под британским, а затем под греческим флагом, и только в 1894 году вошел в состав турецкого флота. Популярность он получил в 1919 году, когда на его борту в Самсун прибыл Мустафа Кемаль Аттатюрк, именно высадка будущего президента в Самсуне стала началом турецкой революции.
В 1924 году корабль списали, а спустя еще год сдали на слом. На этом история корабля, казалось бы, закончилась, но в 2000-2001 году в связи с высокой исторической важностью судна власти Самсуна приняли решение построить точную копию Бандырма. В 2003 году в корабле открылся музей истории турецкой революции.
Турецкие туристы зависают в бывших каютах надолго, изучая стенды и рассматривая старые фотографии. Туристы из других стран осматривают экспозицию довольно поверхностно, для них турецкая революция - что-то давнишнее и непонятное, с большим удовольствием они фотографируются со штурвалом или рядом со шлюпкой. Мы ни в коем случае не считаем, что кто-то из этих категорий туристов не прав, просто всегда при выборе достопримечательностей стоит учитывать ее особенности.
Корабль-музей Бандырма входит в список самых популярных мест в Самсуне, обязательных к посещению. По факту это копия легендарного корабля с небольшой экспозицией, как результат - разочарование и гневные отзывы, что делать там нечего. На взрослую часть нашей туристической группы корабль не произвел особого впечатления, а вот ребенок был в восторге.
Следующий пункт нашей программы - зоопарк. В Самсуне он совсем небольшой, но в Турции вообще их довольно мало, это вам не Польша, где в каждом городе по зоопарку, а иногда даже не по одному. Так как на нашем маршруте это единственный парк животных, то мы решили в него заглянуть, раз уж оказались рядом. Интереса добавило и то, что в русскоязычном интернете мы почти не нашли никаких отзывов, англоязычный тоже скуп на комментарии.
Зоопарк Самсуна, открытый в 2005 году, самый большой зоопарк Черноморского побережья Турции. В зоопарке около 200 животных 45 видов, плюс птицы. Здесь можно увидеть, как крупных диких животных, так и большое количество домашних, иногда совершенно неожиданных.
У нас осталось очень странное впечатление: с одной стороны, здорово, что он очень компактный и не успеваешь устать от осмотра зверей, с другой - животных мало и нам было скучно. Ребенок так вообще был возмущен, что ему кошек и собак в зоопарке показывают. 🙂
Считается, что название города Самсун происходит от греческого имени Амисос. В городе есть холм с таким названием, на который ведет весьма симпатичная канатная дорога. Следующий пункт нашей программы - подняться на этот холм. Сам холм довольно низкий, но с исторической точки зрения довольно важный для Турции. В 2004-2005 годах в ходе строительства здесь были найдены древние гробницы примерно IV века до нашей эры. Строительство было свернуто, а сам холм приобрел статус археологического парка.
Подняться на холм можно традиционными способами: пешком, на общественном транспорте или автомобиле, а можно воспользоваться канатной дорогой. Это одна из самых коротких и маленьких канаток, на которых нам доводилось ездить: длина - 320 метров, всего 6 кабинок, вместимость 36 человек одновременно, перепад высот 62 метра.
Как и в случае с зоопарком и кораблем, канатная дорога и холм не произвели на нас никакого впечатления. Решаем, что с достопримечательностями Самсуна в эту поездку уже хватит, пора ехать дальше. Около 14.00 выдвигаемся в сторону города Амасья.
От Самсуна до Амасьи около 140 километров или чуть больше двух часов пути. По дороге мы забронировали отель Amasya Helkıs Konağı (около $40 за троих с завтраком, если в летний сезон, то цена выше в два раза). Отель оказался очень милым и домашним, отличное расположение, наличие парковки делает отель идеальным для автопутешественников. Из минусов разве что довольно простой завтрак, но эта проблема большинства турецких отелей, которые не относятся к категории «все включено».
При выезде из Самсуна мы решили не тратить время на поиски кафе, а пообедать по дороге, но путь выдался пустынный - ни одного заведения, которое бы привлекло наше внимание. Поэтому, когда мы приехали в 16.00 в Амасью, оказались голодные как турецкие коты. Так что знакомство с Турецкой Венецией началось не с достопримечательностей, а с обеда. Мы выбрали кафе без вывески для местных, где отлично поели шаурмы (он же гирос) и подкрепившись, отправились на прогулку по городу.
Амасья очаровала нас сразу: кукольные домики вдоль набережной, крепость на скале, гробницы, которые по своей красоте ничуть не уступают захоронениям в Фетхие, но туристов тут в разы меньше. Город совсем небольшой, но в нем уместилось столько интересных мест.
Одна из самых известных достопримечательностей Амасьи - это гробницы Понтийских царей в скале. Туда мы направляемся в первую очередь, но дойти до цели сложно. Город настолько фотогеничный, что пройти по его улочкам и не сделать 100500 фотографий очень сложно.
К гробницам мы поднимаемся за 20 минут до закрытия. Понятно, что обойти их все мы не успеем, но и оставлять на завтра совсем не хочется, подниматься сюда под палящим солнцем - удовольствия мало. Поэтому решаем посмотреть хотя бы ту часть, которую успеем, а остальными полюбоваться со стороны. Тем более, что со стороны они гораздо эффектнее, чем вблизи.
Всего в окрестностях города располагается около 20 понтийских скальных захоронения, но туристы чаще всего посещают пять, которые расположены на скале в самом центре города. Считается, что две гробницы слева принадлежат царям Митридату III и Фарнаку I (именно их мы и посетили), а три справа - Митридату I, Митридату II и Ариобарзану.
Мы обязательно расскажем в отдельной статье о конструктивных отличиях этих скальных гробниц от знаменитых захоронений в городе Мира в Ликии и их истории, а в отчете предлагаем просто полюбоваться ими.
Надо сказать, что от гробниц открываются просто потрясающие виды на город, от которых сложно оторваться. Мы не встречали более фотогеничного города в Турции, даже Каппадокия, на наш взгляд, проигрывает Амасье в этом вопросе.
После быстрого осмотра гробниц мы отправились в музей наследников, который расположился в одном из османских особняков на берегу канала. Стоит отметить, что здание не оригинальное, а восстановленное в 2007 году с соблюдением всех особенностей османской архитектуры. Внутри музея можно увидеть восковые копии бывших правителей Амасьи, а также султанов, которые выросли в этих местах, а потом управляли Османской империей. Этот музей в русскоязычных путеводителях (тех немногих, что упоминают об Амасье) чаще всего называется музеем восковых фигур.
Пока мы неспешно гуляли по музею на улице стемнело и включилась подсветка. Для нас открылся вечерний город, который оказался ничуть не хуже дневного.
Вдоволь нагулявшись по улочкам центральной части города, около 8 часов вечера мы отправились в отель. Дело в том, что мы приметили напротив гостиницы детскую площадку и решили погулять с Максом не только по музеям и крепостям (хотя он не против), но и дать ему возможность покататься на качелях и горках.
Макс очень быстро нашел общий язык с турецкими девчонками и стал играть с ними в прятки и догонялки. Пока дети резвились и кричали, в соседних домах люди стали готовится к ужину - многие вынесли на улицу чайники и стали готовить чай на дровах.
Девочек позвали ужинать, а Макс продолжил развлекаться на площадке один. Спустя несколько минут после ухода новых друзей домой на улице появился колоритный турок, который принес нам чай. Из английских слов он знал только «free», и несмотря на все наши попытки отказать, просто оставил поднос на скамейке и ушел.
Чай оказался очень вкусным, а местные жители очень доброжелательными, но почти не говорящими на английском. Амасья покорила нас с первых минут и не разочаровала во время первой прогулки. Завтра мы планируем посетить пару музеев и подняться в крепость, если она будет открыта. По понедельникам довольно много достопримечательностей закрыто (так во многих странах).
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...Мы точно знаем, что археологический музей работает, а с остальным как повезет. Мы бы хотели остаться здесь еще на одну ночь, но, к сожалению, в отеле все забронировано и номеров свободных нет, а искать другой отель нам не захотелось, так что завтра у нас новый переезд, на этот раз в Анкару - столицу Турции. Там мы останемся на пару дней, чтобы передохнуть от каждодневной смены местоположения.