Для нормальной работы нашего сайта нужен Javascript

Попасть в Турцию на автомобиле можно через Грузию, через Азербайджан или через Европу. Вариант через Грецию-Болгарию очень соблазнителен, но на момент поездки у нас не было открытых Шенгенских виз и заморачиваться их получением совсем не хотелось. Дорога через Азербайджан манила возможностью увидеть по пути Дербент, о котором мы мечтаем уже не первый год. Но риск зависнуть в этой кавказской стране на весь отпуск и не доехать до Турции был слишком велик (слишком много интересного по пути). Поэтому, взвесив все за и против, мы выбрали вариант через Грузию. Это совсем не значит, что в Грузии нечего смотреть, просто на 2019 год туда у нас уже запланировано путешествие, поэтому шансы проехать ее транзитом, не отвлекаясь на интересные места, значительно выше. Нам это не совсем удалось, мы все-таки заглянули в Мцхету и насладились ее красивыми церквями, но обо всем по порядку.

На машине в Турцию и Грузию по М4 и Владикавказ

На машине в Турцию и Грузию по М4 и Владикавказ

Наш путь был довольно традиционен: Москва - Владикавказ - Тбилиси, а дальше для оптимизации маршрута по Турции было решено въезжать в страну через пограничный переход Сарпи-Хопа, выезжать через Пософ-Вале. Добраться до Владикавказа можно двумя основными трассами: М4 Дон через Воронеж и Ростов на Дону (1763 км) или же через Волгоград и Элисту (1736 км). Обе дороги нам знакомы: в 2017 году мы путешествовали по Волгоградской области и Калмыкии, а в мае 2018 года прокатились по М4 во время путешествия по курортам Краснодарского края. Мы выбрали вариант М-4 и ее платный участок, чтобы максимально сэкономить время и силы. Дальше речь будет идти именно об этом варианте.

Наш маршрут - фото из нашего instagram https://www.instagram.com/poznamka/, где отчеты идут почти в реальном времени, а не через месяц после поездки 

Наш маршрут - фото из Instagram, где отчеты идут почти в реальном времени, а не через год после поездки 🙂

Дорога от Москвы до Тбилиси составляет чуть меньше 2000 км, поэтому обычно путешественники едут с несколькими остановками. Для отдыха обычно выбирают большие города: Воронеж, Ростов на Дону, Минеральные воды, Ставрополь, Нальчик и другие. Кто-то выбирает путь исходя из пройденного расстояния, кто-то с прицелом на то, чтобы по пути еще что-то посмотреть. Мы относимся к числу первых. Для нас это стандартное расстояние первого перегона 1200-1500 км. Поэтому в качестве первой цели у нас были намечены: Кропоткин (1297 км) как минимум и Пятигорск (1576 км) как максимум. Целились мы, естественно, в максимум.

Где-то на трассе М-4

Где-то на трассе М-4

Обычно мы выезжаем в любое наше путешествие в ночь. Причин тому несколько:

  • Ночью меньше пробок, а значит скорость выше
  • Ночью ребенок спит, а значит ехать с ним гораздо легче
  • В силу физиологических особенностей - наш главный водитель лучше себя ощущает за рулем именно ночью, днем яркое солнце доставляет большой дискомфорт его глазам.

В этот раз мы немного отошли от традиционного выезда в темноте и решили стартовать уже в полдень. Расчет был прост: к вечеру доехать до Воронежа (530 км), там поужинать и в ночь выехать в сторону Ростова. По нашим прикидкам в полдень следующего дня мы бы прибыли в Пятигорск, где благополучно заселились бы в бизнес-отель «Маск», который рекомендуют многие туристы. Сергей должен был лечь отдыхать до утра, а Наташа с Максом (которые ночью обычно спят несмотря на дорогу), отправились бы гулять и не мешали бы водителю отдыхать. Практически идеальный план, но все, как обычно у нас бывает, пошло не так… 🙂

Трасса М4 Дон - платный участок

Трасса М4 Дон - платный участок

Несмотря на то, что вещи мы стали собирать за пару недель до выезда (оставалось лишь загрузить их в авто), выехали мы только в 17.45. О варианте поужинать в Воронеже можно было смело забыть. Любое путешествие начинается для нас на заправке, даже если в машине почти полный бак. От этой отсечки мы начинаем вести все свои затраты на бензин, что потом позволяет посчитать бюджет поездки в Грузию и Турцию на машине и восстановить историю путешествия. Итак, на часах 18:02, пробег авто 8409 км, и мы стартуем.

Заправка перед стартом

Заправка перед стартом

По пути заехали поужинать, а дальше - сплошная дорога. Для кого-то автопутешествие это испытание, а для нас дорога - это медитация и сплошное удовольствие. Максим довольно быстро вырубился, а родители за разговорами к 4 утра преодолели почти половину планового пути (737 км).

У нас есть лайфхак, который позволяет нам проходить большие расстояния с минимальными остановками. Когда ты только начинаешь чувствовать малейшую усталость - нужно остановится и час-полтора поспать. У нас это обычно происходит на рассвете, поэтому в 6:30 мы свернули с дороги, остановились на заправке и решили передохнуть.

Позади почти 900 км, впереди около 600-700 км до Пятигорска

Позади почти 900 км, впереди около 600-700 км до Пятигорска

Не знаем, как всем остальным, а нам этот часовой сон в машине очень помогает. Главное после сна хорошо покушать. Обычно на трассе М4 Дон мы завтракаем в сетевом кафе Помпончик. Причин тому несколько: во-первых, там предсказуемое меню, которое устраивает всех членов семьи, во-вторых, там вменяемые цены (мы на троих обычно едим на +/- 1000 рублей в обед или ужин и на 500-600 за завтрак), в-третьих, у них удобные съезды с трассы, с минимальными временными затратами ты сытно и вкусно ешь.

В 8.30 машин нет и можно парковаться как хочешь

В 8.30 машин нет и можно парковаться как хочешь

А после завтрака снова в путь. Платная трасса М4 - Дон довольно комфортна для путешествия, ты в спокойном режиме и довольно быстро преодолеваешь одну сотню километров за другой, особенно, когда у тебя есть транспондер, который экономит не только время, но и деньги (мы свой транспондер приобрели сразу, когда открылся Северный объезд Одинцово, но он отлично работает и на М4).

Трасса М4 Дон

Трасса М4 Дон

Один из самых популярных вопросов - как пятилетний Макс выдерживает такие длинные перегоны. Понятно, что взрослые способны потерпеть, но ведь ребенку нужно движение, неужели он не устает? Надо сказать, что нам тут очень повезло - нам выдали идеального автомобильного мальчика. В свое первое автопутешествие длиной почти в 200 км Максим отправился, когда ему было всего 4 дня (очень длинный путь из роддома), в полтора месяца родители попробовали вариант с 800 км (сгоняли в Смоленск), а в два месяца и вовсе повезли его по Европе на машине, преодолев 6038км за 20 дней. Стоит отметить, что во время беременности мы тоже не сидели на месте, а проехали кучу стран на машине. Может быть это врожденная привычка, а может дело в самодостаточности.

Ребенок сам себя развлекает в машине

Ребенок сам себя развлекает в машине

Дело в том, что Максим очень долго может развлекать себя сам, причем это относится не только к дороге, а вообще по жизни. Так же спокойно он может играть целый день дома один, не приставая к родителям, главное, чтобы была музыка. Большую часть времени в пути он слушает аудиокниги (сказки в основном) и музыку, когда надоедает - смотрит в окно и играет с родителями (загадки, города, устный счет, «придумай рифму» и прочие), когда сил уже совсем нет - родители разрешают смотреть мультики на планшете. Нечасто, но время от времени мы останавливаемся на заправках или у кафе, где есть детская площадка, чтобы дать ребенку выбросить немного энергии. Полчаса такой разминки, и он снова готов часами ехать в авто.

Гимнастика для ребенка в дороге

Гимнастика для ребенка в дороге

В районе Каменск Шахтинского туристы, едущие в Грузию и Турцию на машине, снова должны принять решение о выборе пути. Кто-то уходит на Ставрополь, кто-то едет прямо до Ростова. Еще лет 6-7 назад мы бы поехали по Ставропольскому краю, чтобы миновать пост в Цукеровой Балке. Этот пост знаменит тем, что тысячи водителей оставили здесь свои кровно заработанные деньги за нарушения, которых нет.

К счастью, ситуация очень сильно изменилась, на посту по-прежнему тормозят много автомобилей, но скорее для обычной проверки, чем с желанием придраться. В 2018 году мы проезжали этот пост четыре раза, нас остановили лишь один и попросили предъявить документы на ребенка. С одной стороны, хочется спросить «какого фига?», с другой стороны, если подобные проверки предотвратят похищение хотя бы одного ребенка, то мы готовы это потерпеть. В этот раз мы решили ехать прямо через Ростов.

По трассе М4 Дон до Ростова на Дону

По трассе М4 Дон до Ростова на Дону

В Ростове мы приняли решение, что сегодня едем до Владикавказа (1800 км от дома) и не становимся в Пятигорске на ночевку. Причин несколько: у нас еще полно сил на дорогу, было понятно, что Грузинская Военная дорога - это одна большая достопримечательность, которую очень хотелось посмотреть, а не проехать ее в спешке, а значит, в идеале утром пройти границу и спокойно наслаждаться видами Грузии. Поэтому отменяем бронь в отеле (единственный отель, который был забронирован заранее), чтобы не тратить время, обедаем в машине заранее припасенными бутербродами, фруктами и горячей кукурузой, которую купили на одной из заправок.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...

Ставропольский край порадовал нормальными дорогами и адекватными водителями, а вот Кабардино-Балкария очень удивила манерой вождения. Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» это самое безобидное, здесь легко можно встретить на своей полосе встречную машину, которая будет моргать тебе фарами и требовать уйти на обочину, чтобы он мог проехать. На часах 17:50, и вот мы уже в Северной Осетии - Алании. Быстрый досмотр на посту и снова в путь.

По пути туда мы потеряли на этом посту минуты 2, а вот на обратном пришлось задержаться на 15

По пути туда мы потеряли на этом посту минуты 2, а вот на обратном пришлось задержаться на 15

Дорога в Осетии почти идеальная, почти везде уложен свежий ровный асфальт, так что час пути до Владикавказа пролетел очень незаметно.

Дорога в Осетии

Дорога в Осетии

Привет, Владикавказ!

Привет, Владикавказ!

Для ночевки мы забронировали два номера в мотеле «5 звезд». Надо сказать, что это отель именно для тех, кому надо отдохнуть-поспать и ехать дальше. Здесь дешево и без изысков. Находится он на окраине, почти у самой трассы, что позволяет сэкономить время для автопутешественников, едущих через Владикавказ транзитом. Несмотря на то, что каждый номер позволяет разместиться нам всем, мы решили взять два номера, чтобы водитель спокойно отдохнул и выспался. Единственный минус отеля - рядом негде поесть, нужно везти с собой, мы по пути заехали в Магнит и сделали себе импровизированный ужин.

Отель 5 звезд (фото с сайта booking.com)

Отель 5 звезд (фото с сайта booking.com)

Итак, самый длинный перегон по пути из Москвы в Турцию позади:

Пройденное расстояние: 1804 км

Время в пути: 25 часов 45 минут

Из них в движении: 22 часа 26 минут (остальное остановки на отдых и еду)

Расход бензина: ~7 литров на 100 км

Средняя скорость: 80 км/ч

Несмотря на то, что время только 20:15 (ужин занял совсем немного времени), мы все отправляемся отдыхать после длинной дороги. Завтра новый день и новая для нас страна. Посмотрим, чем удивит нас Грузия.

День 0-1: В Грузию и Турцию по М4 Дон: Москва - Ростов-на-Дону - Владикавказ 2019-08-07T08:08:18+03:00 2019-08-07T08:11:12+03:00 Natalya 'Poznamka'