Отправляясь в Албанию, мы знали об этой стране лишь то, что здесь много бункеров и говорят по-албански. В планах было как можно скорее и, желательно, без остановок, проехать ее «на вылет». Сразу же после выкладывания первого фото из Албании в Instagram мы дополнительно узнали, что здесь много «югославских террористов», продают жен и оружие на каждом шагу и вообще очень опасно. Чтобы сразу успокоить наших читателей скажем, что ничего страшного с нами не случилось, а о том, как прошел наш двенадцатый день путешествия в Европу на машине - в этой статье. В отличие от большинства отчетов, этот получился довольно большой и по количеству фотографий и по объему, но очень хочется показать вам Албанию, которая нас сначала напугала, а потом радушно приняла и показала свои красоты.
Утро началось с завтрака в отеле и заезда на заправку, чтобы долить бак до полного - кто его знает, что там вместо бензина заливают в этой Албании (вдруг ослиную мочу), и вообще, можно ли останавливаться, или там как в Польше в лихие девяностые, не успеешь остановится, а машину уже украли. В общем, мы решили запастить едой и бензином заранее. В последний путь из Черногории нас провожал черногорский черный кот, пожелал удачи и сказал, чтобы не боялись. Мы поверили и поехали в сторону границы.
Границу Черногория-Албания мы проходили приблизительно в 10 часов утра. Несмотря на ранний час, здесь уже была небольшая очередь, но двигалась она очень быстро. «Гасите возило» - написано на границе Черногория-Албания, и примерно такими же словами можно описать процесс ее прохождения. Отдав в окошко паспорта и документы на машину, через 5 минут мы получили все документы обратно и поехали в сторону Албании.
В одном из паспортов красовался штамп о выезде из Черногории, во втором такого штампа обнаружено не было. Чтобы избежать проблем на албанской границе, мы пешком вернулись обратно за штампом - хорошо, что было недалеко. На английском языке никто не говорил, поэтому через 10 минут беседы на языке жестов, в паспорте появился новый штамп - о въезде в Албанию! Так мы узнали, что граница Черногории и Албании совмещены.
Первыми местными жителями, которых мы встретили, оказались очень вежливые буренки - они брели по краю дороги, уважительно уступая автомобилям. Иногда в кустах виднелись следы цыганских таборов, но самих цыган замечено не было.
Первые несколько десятков километров мысль о том, что останавливаться здесь нельзя даже для того, чтобы сходить в туалет, не покидала нас ни на минуту. Горы мусора, обшарпанные дома, грязные дети и мебель, стоящая прямо на улицах, оптимизма не добавляли. А тут еще из ближайшей мечети раздался крик Муэдзина, который звал правоверных мусульман на молитву, так что у впечатлительного и, к тому же, беременного штурмана нашего экипажа, не то что душа в пятки ушла, а она там нашла удобный уголок, накрылась ковриком и сообщила, что до границы с Грецией ее просьба вообще не беспокоить.
Впереди на горе показался замок, оказавшийся одним из самых старых замков Албании - Розафа (Rozafa Castle), построенный в III веке до нашей эры. По легенде, три брата долгое время пытались возвести на горе крепость, но ничего не получалось - стены все время обваливались. И тогда по старым поверьям было решено принести богам жертву, чтобы они позволили построить на этом месте замок. В качестве жертвы выступила жена младшего брата - прекрасная Розафа. Он долго не мог сообщить своей жене о принятом решении, но ему пришлось.
Женщина согласилась принести себя в жертву, но только в том случае, если ее замуруют так, что она сможет кормить своего ребенка. Женщину вместе с ее сыном заживо замуровали в основании крепости. С тех пор крепость стоит на этом месте, а кровь Розафы и ее сына скрепляет фундамент. Но какие могут быть достопримечательности, когда в тебя несколько минут назад кидали камни местные дети, как только увидели, что ты фотографируешь диван, брошенный посреди улицы. Мы решили, что нужно ехать дальше, а то как-то страшно в этой Албании, ну их, эти достопримечательности! 🙂
В путешествия на автомобиле мы всегда берем с собой несколько навигационных программ, и этот раз не был исключением, но ни одна из них не имела подробной карты Албании. В итоге иногда мы упирались в несуществующие мосты, недостроенные дороги и искали путь согласно своей интуиции. К счастью, она расположена у нас в районе той части тела, на которой нормальные люди сидят, поэтому правильное направление «жопой чувствуем» мы просто прекрасно.
В столицу Албании, город Тирану, мы решили не ехать, а направились в прибрежный город Влёра, чтобы затем вдоль побережья ехать в южный город Саранда, который судя по отзывам напоминает европейский курорт и довольно безопасен. Иногда вдоль дороги попадались вполне приличные дома, в которых можно жить.
Но чаще все-таки недостроенные конструкции, потому что назвать это домом очень сложно.
Пока мы едем в сторону моря, стоит немного рассказать о дорогах Албании. Основной транспорт в стране – старые, проржавевшие мерседесы, их действительно тут очень много, но встречается гужевой транспорт и странные агрегаты типа вот этого.
Совершенно отмороженные водители автобусов! Например, вот этот вез большое количество детей. Он совершенно не соблюдал никакие ПДД и смело шел на обгон через сплошную, не обращая внимания на встречный транспорт. Пассажиры, видимо, тоже принимали участие в баттле против странной машины с российскими номерами, потому что когда они на большой скорости нас обгоняли, все высовывались в окно и показывали очень неприличные жесты. 🙂
Среди всей этой дорожной вакханалии заправки выглядят как оазисы цивилизованной жизни.
В Албании огромное количество моек для машин (по-албански - Lavazh). Такого количества мы не видели ни в одной стране, ни в одном городе. Они повсюду! Видимо, подержанные ржавые мерседесы обязательно нужно мыть, иначе они не ездят.
Если есть автомойки, то должен быть и сервис. Если переводить нижнюю строчку с албанского на русский, то она означает «Запасные части», а вот что владелец хотел сказать названием, русскоговорящему человеку не понять, хотя может быть он не только мерседесы чинит, но и наши жигули?!
Не спеша, разглядывая окрестности, первый страх уже прошел, и мы добрались до города Влера - курортного города, основанного в VI веке до нашей эры. В городе сохранился амфитеатр I века до н. э., руины нескольких крепостей, церкви XII-XV веков.
Но мы, к сожалению, ничего из этого не увидели, так как по-прежнему хотели проехать Албанию в течение светового дня, и времени на остановки у нас было маловато. Все, что мы сделали во Влере - купили местную сим-карту, чтобы обзавестись интернетом, а то мало ли куда нас забросит, вдруг придется искать отель по пути?
Сам город показался нам довольно чистым, по крайней мере центральные улицы и прибрежная его часть. Здесь вполне можно было остановится на ночевку. Есть отели по очень разумным ценам: например, ночь в двухкомнатном люксе пятизвездочного отеля Vlera International обошелся бы нам в $80 (по курсу 2012 года примерно 2500 рублей). Сейчас отель недоступен для бронирования.
Кстати, на текущий момент (2015 год) приличный отель во Влере можно найти от 1500 рублей, за 3000-5000 рублей это будет хороший отель с собственным пляжем и прочими плюшками, а за 100-150 долларов можно снять персональные апартаменты.
Отели в городе Влера, Албания
Людей на улицах города мало, пляж в черте города тоже полупустой. Удивительно, но в салоне связи продавец разговаривал с нами на вполне приличном английском. Если с центральных улиц съехать в сторону, то там, конечно, картина не такая радужная - встречаются довольно пошарпанные дома, но все равно довольно чисто.
А мы отправляемся дальше, в сторону национального парка Логара, через который проходит горная дорога, с которой должны открываться потрясающие виды на море.
С видами мы угадали - такую красоту редко где встретишь. Чем дальше мы ехали, тем меньше людей и машин нам попадалось, поэтому мы осмелели и уже без всякого страха останавливались на нескольких смотровых площадках, чтобы сфотографировать эту красоту.
На одной из остановок мы наткнулись на заброшенную военную базу, чуть подробнее о которой мы рассказывали в статье, посвященной довольно нетипичным достопримечательностям Албании, и там же вы найдете историю про знаменитые албанские бункеры.
Надо сказать, что именно с этой площадки открывается один из самых красивых видов на море. Возможно именно поэтому абсолютно все машины, проезжающие мимо, останавливаются здесь хотя бы на пару минут.
Но нам нужно ехать дальше - впереди еще больше сотни километров по серпантину и очень желательно добраться до Саранде во время светового дня.
Мы попытались сократить свои остановки до минимума, но это просто невозможно - картины вокруг потрясающие. Во время одной из остановок мы увидели необычный туннель, очень похожий на тот, что мы пару лет назад посетили в Крыму, в городе Балаклава. В нем располагался завод по ремонту подводных лодок, а сейчас - музей.
Интернет в этих местах отказывался работать (как, впрочем, почти везде в Албании), поэтому мы попытались подобраться к туннелю поближе и выяснить, что это, но громкий лай собак и крик по-албански, заставил нас отступиться от своих планов. Если бы был запас по времени, то мы бы еще поискали варианты, но ночь приближалась и нам пора было ехать. Уже дома мы узнали, что это бывшая совместная база ВМФ Албании и СССР, сейчас она закрыта и охраняется не очень тщательно, так что при желании, можно было туда попасть.
Ночь безжалостно спускалась на нас, мы все равно не успевали по свету доехать до Саранде, поэтому решили, что с нашей стороны будет глупо пропускать такой великолепный закат.
В Саранде мы приехали около 20:00, когда на улице была полная темнота. Интернет по-прежнему работал довольно плохо, поэтому поиск отеля мы осуществляли как в старые добрые времена, когда в начале 90-х ездили отдыхать в Крым или на российское черноморское побережье. Способ очень простой и надежный: заходишь в отель, спрашиваешь про свободные номера, затем цену на них, потом просишь подешевле. Так мы сняли номер в отеле Hotel Seaside Saranda всего за 35 долларов в сутки с парковкой и завтраком.
В начале сентября почти во всех отелях были свободные номере, в центре города отели подороже ($70-100 в сутки), но, если отойти чуть в сторону, то можно найти и за $20.
Отели в Саранда
Мы поужинали в ресторане отеля, заплатили за это $18.5 (два салата, два горячих, вино, пиво и вода). После ужина у нас открылось второе дыхание, и мы еще больше двух часов просто гуляли по набережной, заходили в местные сувенирные лавки, ели мороженное и просто отдыхали.
В одной из сувенирных лавок с нами приключилась забавная история: мы никого не трогали и стояли выбирали оригинальные сувениры для родных, тут у нас за спиной кто-то на чистом русском языке начинает рассказывать: «Я пошел играть в футбол и забил в ворота гол!», увидев наши округленные глаза продавец магазина продолжает свой монолог на русском: «Привет! Пока! Водка, тряпка, авторучка!». На этом его словарный запас закончился и уже в беседе на английском нам удалось выяснить, что этим словам его научили русские туристы, которые приплывали сюда на экскурсию с греческого острова Корфу. Кстати, до него менее получаса на катере, и если у вас есть желание и виза, вы без проблем можете отправиться туда на экскурсию из Саранде.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...Закупившись сувенирами у веселого албанского торговца, мы отправились отдыхать, а вот большинство других туристов (в основном греки и итальянцы) пошли в сторону ночных клубов, дискотек и караоке, которых здесь довольно много. Так закончился наш двенадцатый день путешествия в довольно нетипичной стране для отдыха - Албании.
Выводы двенадцатого дня
Мы очень боялись Албании, а теперь жалеем, что проехали ее за один день и не увидели ни одной существенной достопримечательности. Теперь есть огромное желание вернуться и посмотреть ее более подробно, увидеть крыши древней Гирокастры, заглянуть в столицу страны и побывать в бункере Ходжа, прогуляться по набережной Влеры и Дюресса, а какие здесь водопады (судя по фото), что мы прямо сейчас готовы собирать чемодан и ехать в Албанию. Мы обязательно вернемся сюда еще раз, и уж тогда ни одно мало-мальски интересное место не ускользнет от нас.
<< Предыдущий день Следующий день >>