Когда много путешествуешь на машине волей и неволей обращаешь внимание на состояние деревень, расположенных вдоль дорог. Европейские деревни - это что-то невероятное, так и хочется остаться в них жить навсегда. Украинские и российские деревни, в большинстве своем, ничего кроме слез не вызывают, а вот белорусские деревни лично нам кажутся образцовыми в бывшем СССР. Когда едешь по белорусским дорогам всегда поражают одинаковые заборчики, ухоженные палисадники и практически идеальная чистота кругом. Является это заслугой государства или людей, нам, туристам, судить сложно, возможно, сами белорусы смогут рассказать об этом лучше. Но сейчас не о чистоте на дорогах, а о том, что есть в Беларуси такие деревни, которые можно смело вносить в путеводители для туристов и массово их туда возить и деревня Мосар Глубокского района - как раз такой случай. Сюда, кстати, как раз и возят туристов, может быть не так массово, но их тут довольно много. Прославился этот населенный пункт во многом благодаря удивительному человеку Юозас Булько, настоятелю костела Святой Анны, которому удалось победить пьянство местных жителей и создать в Мосаре удивительной красоты место.
Сама деревня была известна еще в начале XVI века как часть владений Юрия Николаевича Зеновича, правда судя по его биографии, ему тогда было чуть больше 4 лет от роду. Но в то время это было вполне нормальное явление - в 12 лет уже государствами правили, а не то, что какими-то землями владели.
В начале XVII века Мосар пару раз менял своих хозяев, но со второй его половины им стали владеть Бжестовские, в руках которых он оставался почти 200 лет. На их средства в 1792 году здесь был построен костел Святой Анны - главная достопримечательность современного Мосара.
В начале XX века приход костела насчитывал более 5500 человек и в это довольно сложно поверить, ведь по данным на 2010 год в Мосаре проживало около 350 человек. Понятно, что приход - это не одна деревня, но все равно число прихожан поражает. Костел процветал, и в 1926-1931 годах старую деревянную колокольню заменили на каменную.
Во время войны костел продолжал действовать, а вот после ее окончания советское правительство попыталось его закрыть, но у них не очень-то это получилось. До 1961 года службы проводил Михал Сухаревич, затем более 20 лет у костела не было своего приходского священника, но это никак не мешало местным жителям собираться в церкви для молитвы. А с 1990 и до 2010 года приходом управлял известный в Беларуси Юозас Булька. О нем, пожалуй, стоит рассказать немножко подробнее.
Юозас Булька - герой или палач?
Юозас родился в Литве в 1925 году в деревеньке Рипайчай (Rapėjai), настолько малоизвестной, что нам даже не удалось ее сразу найти на Google maps, только после перевода названия на литовский она отыскалась на границе Утенского и Вильнюсского уездов. Кстати, сейчас в ней живет всего лишь пара десятков человек.
После войны он попал на завод в Вильнюс, где честно трудился. В 70-х годах он был рукоположен в ксендзы (католический священник), и на тот момент Юозасу было 60 лет. В 1989 году после службы в Сибири и на севере России, ему предложили перебраться в Беларусь, сначала в деревню Удело, а спустя год в Мосар.
Юозас Булька был страстным борцом с алкоголиками, причем не только в рамках своего прихода, а вообще, он всегда открыто призывал вести правильный образ жизни. Проявилось это не после того, как он пришел в веру, это было с ним на протяжении всей его жизни. В начале 70-х был даже снят документальный фильм «Я, ты и здоровье», в котором рассказывали о Бульке и антиалкогольной компании, которую он ведет на своем заводе. В Мосаре в рамках этой программы был создан антиалкогольный музей и заложена аллея трезвенников. Облагородился и сам Мосар. Чуть позже мы покажем, что было сделано с его помощью в деревне. В 2005 году Булька был награжден премией «За духовное возрождение», а спустя год белорусский президент вручил ему медаль Франциска Скорины. Такой государственной наградой отмечаются работники науки, образования и культуры за профессионализм и личный вклад в развитие культурного наследия белорусского народа.
Но с именем мосарского ксендза связан и скандал, причем история эта громкая и неприятная - в 2008 году литовская прокуратора выдвинула против Юозаса Бульки обвинение в геноциде. Согласно материалам дела, он помогал коммунистам выслеживать литовских партизан (известных под названием «лесные братья»), которые выступали против советской власти в 50-х годах. Причем сначала Булька якобы входил в один из таких партизанских отрядов, но потом его завербовали коварные советские спецслужбы, дали агентурную кличку «Бимба» и заставили предавать своих.
Священнику вменялась гибель 56 человек, был даже сделан официальный запрос белорусским властям с просьбой помочь в задержании, но белорусы отказали. Сам Булька обвинения не признавал, говорил лишь, что всю свою жизнь боролся с пьянством и выступал против людей, которые гнали самогон и спаивали литовцев. Вся эта история здорово подкосила состояние ксендза и вскоре в результате обширного инфаркта он попал в больницу. В январе 2010 года в возрасте 85 лет Юоазс Булька умер после повторной операции на сердце в одной из минских больниц. Это стало утратой не только для Мосара, но и для многих католиков страны.
Мосар вовремя Юозаса Бульки и без него
Мы попали в Мосар спусят полтора года после смерти священника. Ехали мы сюда специально, так как были наслышаны о необычной деревне и костеле Святой Анны. Нам очень хотелось посмотреть на ту красоту, которую создал Булька, а сделал он, действительно, очень много. Помимо антиалкогольного музея, здесь была полностью облагорожена территория храма. Появился памятник Иоанну Павлу II, страусиная ферма, пруды, клумбы, и даже копия Виленской Брамы Mater Misercordia.
Помимо облагораживания территории храма, Булька помогал и окрестным деревням. Так в деревне Парыж появился музей Иоанна Павла II и своя Эйфелева башня.
Местные жители, завязав с пагубными привычками, активно участвовали в жизни прихода и обустраивали свою деревню. В Беларуси все деревни аккуратные, но в Мосаре есть свое очарование, хотя здесь, как и везде, все же можно найти старые и брошенные дома.
Во время нашего посещения летом 2011 года, туристические автобусы с большими группами туристов один за одним приезжали в Мосар. Мы не знаем, как для групп, но для индивидуальных туристов вход был совершенно свободен. Но судя по отзывам, уже в 2013 году все изменилось - автобусы куда-то пропали, вход стал платным, а территория не идет ни в какое сравнение с тем, что мы увидели здесь в свой первый приезд.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru...Лично нам очень понравилось в Мосаре, и мы даже думали при случае заехать сюда еще разок, но после прочтения последних отзывов начинаем сомневаться. Очень жаль, если он изменился и не в лучшую сторону. Если вы были там в последние годы, то поделитесь впечатлениями, стоит ли ехать туда еще раз или лучше не расстраиваться?